Замглавы Херсонского облсовета Юрий Соболевский рассказал Настоящему Времени о том, как проходит наступление украинских военных на оккупированный Россией регион, и спрогнозировал, когда Киев полностью вернет над ним контроль. Накануне стало известно, что назначенные Россией оккупационные власти Херсонской области отложили проведение "референдума" о присоединении к России "по соображениям безопасности". Соболевский также рассказал, как Россия пытается удержать власть над ситуацией в оккупированной Херсонской области.
— ВСУ действительно наступают в Херсоне? И насколько эффективно они действуют на этом направлении?
— ВСУ очень эффективно действуют. Была выбрана, наверное, самая эффективная тактика, которая в этой ситуации могла бы быть. Она позволяет сейчас причинять максимальный урон противнику, но при этом максимально беречь собственные силы и минимизировать потери нашего мирного населения. Потому что в первую очередь идет освобождение людей, а не территорий.
Посмотрим, как это будет развиваться. Ситуация там объективно сложная. Там очень большая, мощная группировка российских войск, но на сегодняшний день действия ВСУ крайне эффективны. Мы все пока соблюдаем информационную тишину, говорим только то, что можно, а детали сообщаем только после официальных комментариев оперативного командования "Юг".
— Что происходит на освобожденных территориях Херсонской области? Когда и как их будут восстанавливать, когда можно будет возвращаться туда людям?
— Крайне рано говорить о возвращении туда населения. Во-первых, нужно понимать, что каждый освобожденный населенный пункт – это руины: разваленные дома, разваленная инфраструктура. Кроме того, оккупанты оставляют массу "подарков" практически в каждом населенном пункте. И первая задача после деоккупации – это обеспечение безопасности. Там работают саперы, идет разминирование.
Кроме того, сразу же появляется возможность предоставления людям медицинской помощи, появляется возможность проведения эвакуации этих людей.
Наконец, деоккупированные населенные пункты пока остаются фактически крайне близко от места ведения боевых действий. Поэтому сразу проводить там работы по восстановлению инфраструктуры практически невозможно.
— Сможет ли Москва провести "референдум" о присоединении к России в Херсонской области?
— Они не отказались от этого сценария. Не нужно здесь расслабляться. Несмотря на то, что на моей памяти это уже четвертый или пятый перенос этих сроков, этот сценарий все еще остается для них актуальным.
На сегодняшний момент я могу сказать, что поддержки присоединения к России у абсолютного большинства населения никакой нет. И на самом деле мизерный процент населения готов принимать участие в этом референдуме: прийти и искренне проголосовать. У них нет возможности сформировать необходимое количество избирательных комиссий своими силами на сегодня.
Кроме того, для них существуют грандиозные политические риски: в случае проведения этого шоу сегодня, завтра они начнут терять территории, которые якобы "проголосовали" за то, что они входят в систему "русского мира". Объяснить собственной аудитории, что они оставили территории в качестве жеста доброй воли, России уже будет крайне неудобно. И это тоже очень сильно сдерживающий фактор, поэтому действия ВСУ непосредственно связаны с переносом этих сроков.