После того как Россия начала захватническую войну в Украине, многие западные страны наложили на Кремль санкции: они в том числе затронули экспорт и импорт товаров, российские банки и золотовалютные резервы страны. Многие западные компании просто ушли из России или приостановили здесь бизнес. Эти санкции уже сильно бьют по экономикам стран Центральной Азии, особенно там, где отрасли и отдельные производства были завязаны на поставки из России и в нее.
Экономисты Кыргызстана прогнозируют, что антироссийские санкции приведут к серьезному кризису в их стране. Одна из ведущих сфер деятельности, швейная отрасль, уже испытывает большие трудности. Также, как ожидается, из-за падения курса рубля, ограничений работы банков и ухода из России международных платежных систем значительно сократятся денежные переводы в Кыргызстан от трудовых мигрантов, которые работают в России.
Данияр Аманалиев – бизнесмен из Бишкека. Ему принадлежат несколько отелей, где живут десятки людей из России. Всего, по подсчетам бизнесмена, с начала войны в Украине в Кыргызстан приехали несколько сотен россиян (также россияне массово уезжали в Армению, Грузию и Узбекистан). Кроме отелей у Данияра есть коворкинг-центры: туда тоже каждый день приходят поработать российские айтишники, уехавшие из страны.
"Мы всегда мечтали, чтобы Кыргызстан стал страной "цифровых кочевников", и вот это происходит, – говорит Данияр. – Так что в нашем случае, наоборот, происходящее очень позитивно сказалось на нашем бизнесе. Мы видим очень многих людей, которые приезжают в Кыргызстан из разных стран, не только из РФ. Которые нуждаются в наших услугах, и это пока что вода, которая льется на нашу мельницу".
Но таких бизнесменов, как Данияр, которые могут извлечь пользу от войны России и Украины, в Кыргызстане крайне мало. Большинство испытывают проблемы. Директор Ассоциации молодых предпринимателей Фархад Пакыров говорит, что наложенные на Россию санкции, падение рубля и повышение курса доллара уже повлияли на одну из самых доходных отраслей экономики Кыргызстана – легкую промышленность. Швейные цеха сейчас закрываются по всей стране, а это тысячи рабочих мест, в основном для женщин.
"Швейная отрасль обеспечивает львиную долю рабочих мест и дохода бюджета. Сырье для производства они покупают за доллары в Китае и Турции, а товар за рубли продают в Россию, – объясняет Пакыров. – Вы знаете, что случилось с курсом рубля и доллара. Швейники говорят, что за несколько дней потеряли все, что заработали за год, поэтому многие были вынуждены приостановить свою деятельность".
По прогнозам Всемирного банка, как минимум на треть из-за войны, которую ведет Россия, сократится и объем денежных переводов от работающих в РФ трудовых мигрантов. А это более 30% ВВП Кыргызстана. Доходы населения из-за этого будут падать, цены расти, и это только начало кризиса: первые серьезные последствия войны в Украине кыргызстанцы почувствуют лишь через 2-3 месяца, считает бывший замминистра экономики Эльдар Абакиров.
"Если у этого человека зарплата была 20 тысяч сомов (около $200), то пусть он считает, что у него зарплата теперь 15 или 10 тысяч сомов, – говорит Абакиров. – Он уже не сможет купить то, что покупал за 20 тысяч, или ему надо будет в два раза больше денег, чтобы купить то же самое".
В правительстве Кыргызстана говорят, что власти разрабатывают специальный антикризисный план, который снизит зависимость местной экономики от кризиса в России. Для этого даже создан отдельный комитет, а министру экономики Данияру Амангельдиеву теперь приходится ходить на работу и по выходным.
"Мы сейчас стараемся минимизировать последствия, но, конечно, работы много, очень тяжело, – говорит он. – Все расчеты нужно пересматривать. Сейчас трудно, наверное, не только мне, но и моим коллегам, которые работают сейчас в министерстве экономики. Мы перешли сейчас на режим без выходных".
Амангельдиев говорит, что возвращения в 90-е и дефолта в Кыргызстане не будет. Но кыргызстанцы, похоже, на обещания властей не надеются: они продолжают скупать продукты и готовиться к кризису.