Пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков 22 декабря прокомментировал разговор оппозиционера Алексея Навального, предположительно, с сотрудником ФСБ РФ Константином Кудрявцевым. Во время него собеседник Навального признался, что политика пытались отравить ядом "Новичок".
Песков заявил, что у Навального якобы "ярко выраженная мания преследования, проявления по Фрейду", а также "зацикленность на гульфиковой зоне".
"Я, наверное, так чуть-чуть злоупотреблю и позволю себе высказать личную точку зрения, которую я обычно не высказываю, ибо не имею на это права. В целом можно, конечно, сказать, что у больного наблюдается ярко выраженная мания преследования, можно также четко установить определенные проявления мании величия. Как говорят, он даже сравнивает себя с Иисусом. В остальном, конечно, уже проявления по Фрейду, такая зацикленность на гульфиковой зоне собственной и так далее", – сказал Песков.
Песков отметил, что ФСБ якобы прокомментировала разговор с Кудрявцевым "достаточно исчерпывающе и однозначно", заявив, что он является провокацией и "подделкой". Отдельно пресс-секретарь Путина заметил, что расследования о Навальном и причастности к его отравлению сотрудников ФСБ "не дискредитируют эффективную работу ФСБ".
"Это попытка дискредитации, но, безусловно, подобные попытки не могут дискредитировать Федеральную службу безопасности, – подчеркнул он. – Федеральная служба безопасности по Конституции выполняет очень важную роль, защищая нас с вами от терроризма, экстремизма, разных смертельных опасностей, безусловно, играет эту роль очень хорошо и очень эффективно".
В тот же день, когда появился комментарий Пескова, МИД РФ вызвал послов нескольких стран ЕС и заявил им, что расширил список "невъездных" представителей ЕС. Российское дипведомство заявило, что это – ответ на расследование об отравлении Навального и угрозу новых санкций ЕС в отношении ближайшего окружения Путина как причастных к этому отравлению:
Четырнадцатого декабря Bellingcat, The Insider, Der Spiegel и телеканал CNN выпустили совместное расследование, в котором утверждают, что к отравлению российского оппозиционера Алексея Навального в августе 2020 года были причастны восемь оперативников, связанных с Институтом криминалистики ФСБ (НИИ №2). В частности, это 40-летний Алексей Александров, 44-летний Иван Осипов и 40-летний Владимир Паняев.
Расследователи выяснили, что все трое следовали за Навальным в Новосибирск, а затем в Томск, где он был отравлен 20 августа 2020 года. Оппозиционера спасло от смерти только то, что самолет, в котором ему стало плохо, был экстренно посажен в промежуточном аэропорту в Омске, где политика доставили в больницу, а затем вывезли на лечение в Германию.
Через неделю, 21 декабря, Навальный выпустил вторую часть расследования. Он под видом помощника секретаря Совета безопасности Николая Патрушева позвонил Константину Кудрявцеву, одному из предполагаемых сотрудников ФСБ из группы, которая курировала его отравление.
По заявлению Навального, Кудрявцев в разговоре с ним фактически подтвердил, что политика собирались убить при помощи яда класса "Новичок". Собеседник (Навальный утверждает, что это Кудрявцев), в частности, рассказал по телефону, что ему поручили очистить одежду Навального от яда "Новичок", в том числе "самый рискованный предмет" – его трусы. "Сказали работать по трусам именно, по внутренней части. <...> Гульфик так называемый. Там швы такие есть, вот по швам", – сообщил он.
Песков отдельно заявил, что в Кремле не смотрели видео расследования Навального:
"Слушайте, у нас, конечно, нет времени смотреть такие материалы. Вы знаете, в целом работы хватает, на отсутствие работы не жалуемся", – сказал пресс-секретарь Путина.
Кремль также отрицает причастность к отравлению Навального. Президент России прокомментировал расследование Bellingcat лишь на третий день после его выхода – на ежегодной пресс-конференции, заявив, что если бы политика "хотели бы отравить – отравили бы".