Координационный совет белорусской оппозиции опубликовал несколько поправок, которые власти якобы предлагают внести в Конституцию Беларуси. Члены совета говорят, что получили документ от своих источников и, вероятно, это не окончательный вариант. В документе прописаны правки к 14 статьям.
Почему белорусским властям и Александру Лукашенко, если, конечно, проект действительно принадлежит его команде, могло понадобиться такое решение, в эфире Настоящего Времени пояснил член президиума Координационного совета белорусской оппозиции Павел Латушко.
— Где вы взяли этот документ? Что за источники у вас, можно ли им доверять, что это действительно правдивый документ?
— Я думаю, что не стоит говорить об источниках. Нужно оценивать то, что мы увидели. А главное – я хотел бы донести нашу позицию. Она остается неизменной: проводить референдумы или обсуждать Конституцию в ситуации, когда возбуждены уголовные дела в отношении более тысячи граждан Беларуси за участие в мирных протестах, когда в тюрьмах находятся 100 политических заключенных, когда не возбуждено ни одного уголовного дела, когда не проведены честные выборы, когда политическая атмосфера в обществе не соответствует тому, чтобы можно было обсуждать такой важный документ, невозможно. Это наша принципиальная позиция.
Вначале освободить политзаключенных, привлечь к ответственности, провести честные выборы, а потом – Конституция.
— Вы понимаете, почему в этом проекте предлагается закрепить приоритетность международного права?
— Мне тяжело об этом говорить – [это] существовало раньше, в Конституции 1994 года. Но, наверное, все-таки здесь не это главный вопрос – главный вопрос о тех несвободах, которые предполагается вновь расширить со стороны легитимного режима в Конституции.
Это ограничение на деятельность политических партий и общественных организаций, которые фактически не могут влиять на государственные органы власти. Это лишение граждан права на бесплатную медицинскую помощь, то есть фактически государство ведет к тому, что все будет платное. Это вопрос отмены ежегодных бесплатных и оплачиваемых отпусков, когда государство опять включает механизм ужесточения, потому что у государства нет денег, и оно будет ограничивать возможности.
Та декларация, с которой Лукашенко всегда выходил в народ, что он строит социальное государство, – в этих предложениях, которые стали нам известны, фактически дезавуировано он делает все, чтобы уменьшить социальные блага и права граждан. Это реформа по-лукашенковски. Исходя из этого, мы и говорим о том, что вначале должны быть выполнены три условия: освобождение, ответственность, выборы. Только тогда мы можем говорить о Конституции.
— Я прочитала все 14 статей изменения Конституции, которые подготовила команда Лукашенко, и не увидела там ни одной, которая бы как-то ограничивала президентские сроки, которая бы делала прозрачной избирательную систему.
— Как раз-таки политическая система вообще не затронута в тех изменениях, которые имеются у нас в распоряжении, что вызывает наибольшие эмоции в белорусском обществе о том, что вечного президента никто не хочет. О том, что Лукашенко является нелегитимным президентом и должен прекратить свои полномочия. И по всем возможным срокам последний день – 5 ноября. Даже если кто-то считает, что нужно следовать предыдущим выборам, мы считаем, что он уже является нелегитимным, то как раз таки 5-го истекает его срок.
Может быть, настало время правоохранительным органам набраться смелости, одному из следователей, и возбудить уголовное дело в отношении человека, который фактически заставляет их самих совершать массовые преступления. Вся правоохранительная система совершает массовые преступления.
Как может Россия, в этом случае господин Лавров, призывать поддержать проведение референдума Конституции, когда есть факты: сотни, тысячи уголовных преступлений, собрана уже вся доказательная база. И сейчас будет приниматься решение: возбуждать ли уголовные дела. Скорее всего, могут приниматься решения о невозбуждении уголовных дел. И мы будем обсуждать Конституцию? О чем мы говорим!
— По вашим оценкам, что нужно было бы изменить в белорусской Конституции? Ограничить президентские сроки. А еще что?
— Я могу рассматривать это только гипотетически и высказывать только свою точку зрения. Позиция Координационного совета неизменна – это освобождение, ответственность, выборы. И только после выборов мы обсуждаем Конституцию.
На мой взгляд, два срока президента – это императив, который не может никогда пересматриваться ни на каком референдуме, мы должны это принять раз и навсегда.
Децентрализация полномочий, люди на местах, которые живут на земле, а не витают в облаках, не ездят в черных лимузинах и живут в девяти дворцах, как сегодня живет Лукашенко, прежде всего знают свои потребности, знают, что им необходимо в жизни. И они должны распоряжаться достаточно серьезными финансовыми и административными ресурсами для того, чтобы решать свои проблемы.