В начале июня российскую стримершу Анну Бажутову приговорили к пяти с половиной годам колонии по делу о военных "фейках". До приговора девушка провела 10 месяцев в СИЗО. Анна вела стрим на платформе Twitch, где зачитывала воспоминания жителей Бучи о жизни под российской оккупацией. После этого на нее обратили внимание Z-паблики, а затем и российские силовики.
Сразу после начала полномасштабной войны в Украине Анна Бажутова, больше известная как YokoBovich, вместе с партнером и собакой уехала в Астану. Они попытались устроиться на новом месте, но у Аниной мамы начались проблемы со здоровьем, и в июне 2023 года они вернулись в Москву. И почти сразу же на Бажутову обратили внимание Z-паблики, где опубликовали ее личные данные.
В апреле 2022 года Аня решила провести онлайн-трансляцию того, как она играет в Disco Elysium и общается с чатом. По ее словам, стрим был закрытый. В нем Аня эмоционально комментирует сообщения о том, как российские солдаты издевались над мирными жителями Бучи во время оккупации.
Почти сразу же в чат стрима стали поступать угрозы. Бажутова видео удалила, но кто-то уже выложил запись на анонимный форум Двач. Позже запись попала в канал "Мужского легиона" – это новая форма признанного в России экстремистского движения "Мужское государство". Стримерше начали звонить с неизвестных номеров и желать смерти, а два месяца спустя в ее квартиру ворвались люди в масках, положили всех лицом в пол, а потом увезли на допрос. 16 августа 2023 года Аню Бажутову арестовали.
"Причинила существенный ущерб публичным интересам Российской Федерации, злонамеренно способствуя нарастанию социально-политической напряженности в условиях проведения специальной военной операции по поддержанию международного мира и безопасности", – говорилось в материалах уголовного дела.
До ареста Аня, помимо стримов, занималась множеством разных вещей: рисовала, делала татуировки, плела дреды, хотела стать мультипликатором, увлекалась режиссурой и стендапом. У нее в семье непростая ситуация: мама болеет раком, у папы – инвалидность. Девушка помогала деньгами родителям и воспитывала младшего брата-подростка. У самой Ани диагностировали пограничное расстройство личности и депрессию. Она, как говорит ее партнер, была в тяжелом эмоциональном состоянии страдала агорафобией, то есть боялась выходить из дома. В российских СИЗО и колониях крайне сложно получить квалифицированную психологическую и психиатрическую помощь. Часто нет доступа даже к лекарствам, которые выписывали обычные, не тюремные врачи. Аня просила суд перевести ее под домашний арест, чтобы она могла встретить хотя бы один Новый год с семьей. Но из СИЗО ее не отпустили.
На одном из заседаний в суде партнер Анны Александр Демчук, рассказал, что его допрашивали около девяти часов. Часть этого времени он лежал на полу, пока ему угрожали возбуждением уголовного дела и физическим насилием. На других заседаниях ждали эксперта обвинения. Научный сотрудник Федеральной службы исполнения наказаний сначала трижды не явился, а когда наконец пришел, то начал цитировать Коран и Евангелие. Государственной лицензии на проведение экспертиз у Сергея Оганесяна не было.
"Оганесян проводил экспертизу без утвержденной методики. Постоянно выходил за пределы своей компетенции, а сам занимался поиском дополнительной информации в интернете. Сообщил, что Центр "Э" передавал ему дополнительные материалы для исследования, что недопустимо, поскольку так он показывал свою предвзятость к фигурантке. Допускал множество нелепых ошибок и давал оценку действиям девушки", – заявила эксперт защиты филолог Елена Новожилова.
Прокуратура запросила для Анны Бажутовой 6 лет колонии за распространение военных "фейков" по мотивам политической ненависти. Суд дал ей пять с половиной лет. Приговор защита обжалует. Стримерша не признает вину. Выступая в суде, она сказала: "Я считаю, что война и смерти – это в принципе плохо. Я за то, чтобы все было хорошо и никто никого не убивал".