Светлану Зотову из Ярославля суд оштрафовал на 350 тысяч рублей. Следователи увидели призывы к терроризму и экстремизму в трех комментариях в телеграм-каналах. Там было написано о свержении власти в России и взрыве на Крымском мосту. Сама Светлана не признала авторство.
Дочь Светланы Валерия Зотова стала фигуранткой уголовного дела в 19 лет. Работала в Ярославле в продуктовом магазине, начинала самостоятельную жизнь. Уже больше года Валерия в заключении. В 2023 году ее приговорили к шести годам колонии общего режима по статье "Покушение на теракт".
Валерия вышла из дома ночью, села в машину, купила на заправке канистру бензина и повезла ее к месту сбора помощи российским военным в своем городе – к зданию администрации. Валерия приехала туда вместе с новой подругой Кариной. Ее фото опубликовали журналисты издания "Медиазона" – это снимок из материалов дела. Зотова познакомилась с Кариной во "ВКонтакте" и сблизилась на почве антивоенных взглядов.
"[В день задержания] Лера не пошла на работу, осталась дома. Говорит: "Андрей пишет, нужно бензин куда-то отвезти". Я ей: "Лера, не вздумай, ты поняла меня?" – рассказывала впоследствии Светлана Зотова изданию "Берег". – Когда был суд, всю переписку вскрыли. [Выяснилось, что] Лера написала [Карине]: "Давай просто положим [канистру с бензином] и уедем". А эта девка была фээсбэшная: она на них или [постоянно] работает, или ей [время от времени] деньги за это платят, я не знаю".
Карина оказалась агентом спецслужб – Зотова была ее "оперативным экспериментом". Как сказано в обвинительном заключении, оперативники поручили ей познакомиться с девушкой и сообщать о незаконных действиях Валерии.
А вот поджечь здание администрации Зотовой предложил некий Андрей. Согласно показаниям Валерии, у них завязалась переписка в WhatsApp. Андрей представился сотрудником СБУ из Киева. На допросе она сказала, что Андрей узнал, что около нее собирают помощь российским военным, и попросил ее сфотографировать это здание. За это фото ей дали семь тысяч рублей. Но в заключении не уточняется, ни кто отправил деньги, ни каким банком или платежной системой он пользовался.
Адвокат Леры Иван Тамаров, знакомый с материалами дела, говорит, что отследить перевод ФСБ якобы не сумела: "Кто переводил [деньги], они не стали заниматься. Потому что это они, грубо говоря, и были сами. Из документов, которые есть в деле, установить отправителя не представляется возможным", – цитирует защитника "Медиазона".
Дело Зотовой далеко не первое, когда обвиняемые рассказывают о том, что переписывались с людьми, называвшими себя сотрудниками украинских спецслужб.
В заключении, по данным правозащитников из "Зоны солидарности", Валерии Зотовой пришлось пройти через множество издевательств: обыски в камере, карцер, давление со стороны администрации. В сентябре Валерии исполнится 21 год. Если верить показаниям Зотовой, вошедшим в обвинительное заключение, ее взгляды на войну формировались под влиянием матери, которая сочувствует Украине.
Маму Валерии Светлану оштрафовали за надпись "Слава Украине", рядом с ней она положила букет голубых и желтых хризантем. На обертке были слова: "Прости нас, Украина". До этого Светлана Зотова выходила на пикеты в поддержку Алексея Навального и протестующих в Хабаровске. По словам Светланы, о политике со старшей дочерью она говорила редко. Но в главном соглашались: обе были против войны.
Мать и дочь – в списке террористов и экстремистов Росфинмониторинга. Валерию Зотову независимый правозащитный проект "Поддержка политзаключенных. Мемориал" признал политзаключенной.