Российского ученого-социолога и политика Бориса Кагарлицкого отправили на пять лет в колонию за пост о взрыве на Крымском мосту. Обвинительный приговор суд вынес 13 февраля 2024 года. До этого в России Бориса Кагарлицкого признали "иностранным агентом" и внесли в список в список причастных к экстремистской деятельности или терроризму. В тот момент ученый еще мог уехать из страны. Но принципиально не захотел этого делать. В исправительной колонии, по словам дочери Кагарлицкого Ксении, он много читает, отвечает на письма, пишет книгу и ищет общий язык с сокамерниками.
Сидеть в России – дорого. Единомышленники 65-летнего Бориса Кагарлицкого для помощи ему и другим активистам создали "Фонд поддержки левых политзаключённых". По словам московского политика Евгения Ступина, положение осужденных в колониях напрямую зависит от огласки и помощи адвокатов. Если в столице их еще можно найти, то в регионах это сделать гораздо сложнее. И даже если арестанта не мучают регулярными ШИЗО, это все равно пыточные условия. "В российских колониях условия содержания тяжелые в принципе. Попадать туда не следует, тем более в возрасте 65 лет. Здоровье можно оставить даже без каких-то специальных усилий со стороны администрации", — говорит Евгений Ступин.
Для Бориса Кагарлицкого этот срок в исправительной колонии общего режима – не первый. В 1980-х он сидел в Лефортово по "делу молодых социалистов". В следственном изоляторе КГБ тогда Кагарлицкий провел больше года. Сейчас его сторонники и родные не рассчитывают, что политик выйдет на свободу раньше, чем через пять лет, хотя очень на это надеются. "Прогнозировать что-то, кажется, очень глупо. Поэтому просто я хочу, чтобы мой отец не встречал свое 70-летие в тюрьме. А 70-летие – это как раз пять лет, которые ему и дали. Борис Кагарлицкий должен быть свободен. Все политзаключенные должны быть свободны", – говорит дочь социолога Ксения.