В России в аптеках по-прежнему нет лекарств, которые врачи назначают при пневмонии, вызванной коронавирусом. Из ассортимента пропадают и другие препараты. Настоящее Время уже рассказывало об этом, пациенты из разных регионов страны жалуются на то, что просто не могут купить лекарства, которые им выписывают. Чиновники при этом говорят, что никаких проблем с обеспечением лекарствами нет. Как ситуацию объясняют фармацевты.
Екатерине Ивановой из Уфы повезло, ее кашель оказался не коронавирусной пневмонией, а лишь бронхитом. Но лекарств даже от бронхита в аптеках города она найти не смогла.
"Врачи назначили курс антибиотика цефтриаксон. Назначают многим его. Нобазит, курантил. Аскорбиновая кислота – в аптеках сейчас нигде нет. Есть только под заказ, но ждать неделю-две-три не хочется", – рассказывает Екатерина. Кризис дефицита лекарств захлестнул всю Россию. Первыми из аптек пропали лекарства, которые врачи назначают при коронавирусе, – их раскупили раньше остальных. Перебои с поставками новых партий возникли из-за нового механизма регулирования рынка медикаментов, введенного в разгар пандемии коронавируса.
Анастасия Филиппова, с которой мы говорим по видеосвязи, работает в аптечной сети в городе Черногорске в Республике Хакасия и состоит в ассоциации "Аптечное дело". Она рассказывает, что проблемы начались как раз с введения этой системы.
"Первого июля стартовала обязательная маркировка лекарственных препаратов. На сегодняшний день нет ни одной аптеки, которая бы не столкнулась с проблемами дефицита и проблемами маркировки", – говорит она.
Система мониторинга движения лекарственных препаратов – МДЛП – работает при помощи QR-кодов, нанесенных на каждую упаковку. Анастасия показывает лекарства, которые фармацевтам аптеки не удалось зарегистрировать в системе с первого раза, – это десятки пачек.
"Тридцатого сентября был очень большой сбой, когда информация на сервере просто обнулилась. Часть препаратов имеют QR-коды, которые просто-напросто не читаются. Это идет в брак. Приходит большая партия: 100, 500 штук, и из них примерно третья часть не читается. Проблема не в том, что графический код не читается, а проблема в том, что внутри: информация, которая зашита в этот QR-код, несет какой-то брак. Когда его сканируешь на этапе приемки, когда пытаешься передать в систему МДЛП. Как работать с этой ошибкой, на сегодняшний день указаний нет", – говорит Филиппова.
Систему, сбои в которой продолжаются и сейчас, создала и обслуживает компания "Центр развития перспективных технологий". Эта компания на 25% через компанию-посредник принадлежит государственной корпорации "Ростех". Еще половина – в собственности компании "USM Маркировка", которой, в свою очередь, на 49% владеет олигарх Алишер Усманов, а еще на 30% – Владимир Скоч, отец депутата Госдумы Андрея Скоча, он находится в санкционном списке США. Доход всех собственников компании участники рынка оценивают в 3 млрд рублей в год, это почти 40 миллионов долларов.
Ежегодный объем рынка лекарств в России оценивается в 6 миллиардов рублей. За каждую матрицу QR-кода, уникальную для каждой упаковки, Центр развития перспективных технологий берет 50 копеек. Как говорят участники рынка, поставлять лекарства мимо этой системы не будут даже в больницы, которые покупают препараты за счет госбюджета.
"Сегодня общалась с детской больницей краевой. Представьте себе детскую больницу краевую, какое количество приходит растворов – NaCl. Это коридор, заставленный в несколько рядов, и нужно сканировать каждую упаковку. Они приходят в агрегированной заводской упаковке, и нужно достать каждый флакончик и просканировать. Вот 1200 флакончиков – 1200 движений нужно совершить", – рассказывает Наталья Назаренко.
Назаренко – фармацевт из Владивостока и член ассоциации "Фармацевтическое содружество". Она рассказывает, что в городе тоже недостаток лекарств. Систему мониторинга вводили как способ борьбы с подделками и незаконным оборотом лекарств. Наталья говорит, что с 1 июля аптеки по всей стране стали заложниками противоречий в законодательстве: с одной стороны, лекарства нельзя продавать без маркировки под угрозой отзыва лицензий, с другой – нельзя не продавать, под угрозой штрафов.
"У нас существует минимальный ассортимент. Он установлен постановлением правительства, он прописан в надлежащей аптечной практике. И он прописан в федеральном законе о лекарственных средствах. И за отсутствие препаратов обязательного ассортимента, в который в том числе входят противовирусные некоторые препараты, сейчас выносятся постановления аптечным организациям, штрафные санкции", – рассказывает она.
Фармацевтические ассоциации сейчас пишут письма в прокуратуры регионов с просьбой остановить проверки обязательного лекарственного ассортимента. После возникшего дефицита лекарств премьер России Михаил Мишустин распорядился отложить запуск полного цикла сканирования лекарств на год – до 1 июля 2021 года. Но в российских регионах лекарства пока так и не появились.