Одна из самых важных проблем, которые сейчас стоят перед местными властями в России, – это наличие свободных коек. Критичная ситуация уже в 17 регионах: там заняты порядка 90% койко-мест. Эти цифры назвала вице-премьер Татьяна Голикова. Есть и регионы, в которых койки заняты на 95%. Рассказываем, что происходит в региональных больницах, в каких условиях работают врачи.
Ульяновск
Рентген-лаборант и председатель местного профсоюза "Альянс врачей" Алсу Нигматуллина из Ульяновска рассказывает, что после того как она выложила в интернет видео из переполненного морга, правила внутреннего распорядка в медучреждении стали меняться, чтобы впредь такое видео никто уже снять не смог.
"Издали новый приказ, что нельзя с собой на территорию больницы проносить сотовые телефоны, чтобы себя обезопасить. Труповозки не справляются, тела находятся в госпитале по 3-4 суток, говорят, они текут. Родственники по 7-8 дней не могут получить тело для захоронения, это действительно так. Морг у нас областной, он полный, не справляется с нагрузкой, – говорит Нигматуллина. – Они пытаются стабилизировать [ситуацию], чтобы это не выходило за ворота учреждения, поэтому они всячески занимаются прессингом и репрессиями сотрудников".
Главный врач больницы Юрий Келин объясняет запрет на пользование мобильными телефонами иначе.
"Телефон отвлекает от работы. Вы же знаете, сейчас многие в сетях находятся, интернет доступен. Вместо того чтобы работой заниматься, человек находится в телефоне, это не совсем правильно", – говорит Келин.
Кроме цензуры в больнице, объясняет Алсу, есть и другие проблемы. По ее словам, в медучреждении не хватает медработников, медсестер и санитаров, также в больнице сложности с получением ковидных выплат.
"Нехватка кадров связана с тем, что некоторые сотрудники не согласны работать в таких условиях, условиях каторги. Они вынуждены работать по 10-12 часов в СИЗах в "красной зоне", обслуживая 120-130 коек, 100 – минимум. На все отделение одна медсестра, один медбрат и одна санитарка", – говорит она.
С выплатами ситуация сложнее. По словам Алсу, врачи вынуждены перерабатывать. Но в документах администрация больницы отражать это не хочет, хотя определенные надбавки положены по фактически отработанному времени.
"Выплаты не получают должным образом: рассчитали за август именно ковидный госпиталь, сейчас за сентябрь будет расчет, – рассказывает Нигматуллина. – Такая задержка. Зарплаты, конечно, поменялись сразу: одной рукой дали – другой забрали. Пересмотрели какие-то нормативы оплаты труда, и у них стал меньше оклад. Они выживают сейчас благодаря ковидным выплатам".
Главный врач Келин заявляет, что выплаты врачам производят в полном объеме и в срок.
"Чем больше работник отработает, тем больше он денег получит. Это же не из бюджета больницы, это ему государство платит", – сказал главврач.
По состоянию на 11 ноября, в больнице нет ни одной свободной койки. Все 450 мест заняты.
Богдановичи
В Свердловской области в городе Богдановичи о ситуации в центральной районной больнице решился рассказать сотрудник хозяйственного отдела Владимир Гаврилов, он тоже глава местного отделения профсоюза "Альянс врачей".
"Наш оперштаб искажает факты, всего 16 человек, по данным оперштаба, у нас больных коронавирусом. Я сам работаю в больнице, знаю не понаслышке: 60 человек лежит в инфекции с подтвержденным COVID-19, двадцать – в терапии, три человека умерло в выходные".
Сложности, о которых говорит Гаврилов, те же, что и в других проблемных регионах: нехватка "скорых", медикаментов и квалифицированных медработников.
"Приехала "скорая" – помощь оказывать нечем. Человек умер, молодой человек – 38 лет, – говорит он. – Лекарств катастрофически не хватает. Я пообщался с человеком, его перевели в терапию. Лежал в инфекции – поставили три капельницы, хотя положено 10. Но врач изобрела лекарство: ни капельниц, ни уколов, пейте по три литра воды и надувайте шарики. Сегодня женщина упала в обморок прямо на крылечке, пока ждала очередь в ковидный фильтр на обследование".
Дагестан
В Республике Дагестан осенняя вспышка коронавируса проходит значительно легче, чем в апреле-мае, считает член общественной организации "Монитор пациента" Зияутдин Уйвасов. Сам он недавно переболел.
"Вторая волна коронавируса закончилась или идет на снижение по Дагестану. Началось переполнение больниц, начали открываться ковидные отделения в ряде больниц в Дагестане, которые уже были закрыты, – говорит он. – Есть проблема с лекарственным обеспечением. Антикоагулянты отсутствуют в ряде больниц, в частности, с Кизилюрта поступала информация, что там нет. Люди даже не могут приобрести лекарства в аптечной сети".
Воронеж
В Воронежской области сотрудник скорой помощи со стажем более 20 лет Галина Романович рассказывает о нехватке кадров и давлении со стороны администрации отделения.
"На "скорой" кадров не хватает, поэтому увольнения. У нас работники сами уходят. Недавно уволилось два человека. Меня, да, нашли причину – вынесли два взыскания, и за это меня пытались уволить".
По мнению Галины, администрация была недовольна тем, что она вступила в медицинский профсоюз. Но коллектив встал на защиту фельдшера, и ее восстановили в должности.
"Мы узнали, что мы на что-то имеем право, не только обязанности, но и права. И они решили таким образом избавиться от меня", – считает Галина.
Одна из причин трудовых споров работников "скорой" – ковидные выплаты.
"Они считают, что если они начали выплачивать по 484 и 415 приказу, что этого достаточно. Когда мы вступили в "Альянс врачей", мы даже таких простых вещей, что мы имеем полное право работать на одну ставку, мы этого не знали. Сколько в графике стоит часов, столько и отработаем. У нас оплата с большим количеством отработанных часов и с малым – небольшая в этом разница", – говорит фельдшер.
По словам фельдшера-диспетчера, в городе Калач нет специальных ковидных бригад, а третья часть всех вызовов – это люди с температурой.
Ситуацию с коронавирусом российские чиновники по-прежнему называют напряженной. Глава Роспотребнадзора Анна Попова настаивает на ужесточении карантинных мер. В российском Минздраве заявляют, что до регионов доведены бесплатные лекарства для амбулаторных пациентов с коронавирусом.