В Санкт-Петербурге до сих пор не подведены итоги голосования: в ряде районов председатели и члены избирательных комиссий затягивают оглашение списка победителей на муниципальных выборах. Оппозиционеры обвиняют их в фальсификациях в пользу кандидатов от "Единой России".
Леонид Волков, соратник оппозиционера Алексея Навального, в эфире программы "Вечер" рассказал, почему, по его мнению, именно в Петербурге возникли такие проблемы, а также об итогах "умного голосования" и работе этой стратегии в регионах.
— Есть ли у вас какая-либо статистика о том, как сработало или не сработало так называемое "умное голосование"? Скольким депутатам по всей России эта технология помогла избраться?
— Почему "так называемое"? Он вполне себе действительно умное.
— Потому что многие оспаривают, насколько оно умное.
— По-моему получилось очень умно. Да, оно сделало из людей депутатов, в том числе из людей, доселе никому не известных. Мы еще не подвели полную статистику. По всей России мы поддержали 810 человек, не считая Санкт-Петербурга, где были мелкие муниципальные выборы и где точные цифры, очевидно, будут еще очень нескоро. И эти 800 с чем-то человек получили точно более 100 мандатов. Но окончательную цифру мы получим, видимо, только к концу недели, потому что не только в Петербурге, но еще много где идут данные в ГАС "Выборы".
В Санкт-Петербурге наши кандидаты получили около 450 мандатов из 1500, которые разыгрывались. Но после этих всех фальсификаций около 100 было потеряно, после переписывания протоколов. Мы надеемся их вернуть, отбить.
— Почему, по вашему мнению, именно в Петербурге возникли такие проблемы? Это какая-то местная особенность?
— Не только в Петербурге – к Петербургу сейчас приковано огромное внимание, – но и в других регионах есть, конечно, серьезные фальсификации. В Петербурге просто это очень массовая такая история, потому что куча местных жуликов – глав муниципалитетов – поняли, что они просто потеряют власть, бюджет и влияние, которое для них имеет очень большое значение.
Как Алексей Навальный правильно написал сегодня в своем посте, это не нужно ни Памфиловой, ни Беглову. Это нужно каким-то местным районным бандитам типа Олега Смакотина из Екатерингофского, для которых вся их жизнь и все, что у них есть: дачка где-нибудь, какая-нибудь машина и т.д. – это все проистекает из муниципального бюджета их маленького муниципального образования. Потому что в Питере, в отличие от Москвы, муниципальные образования имеют довольно большие бюджеты и довольно большие полномочия.
— На всех губернаторских выборах победили кандидаты от власти. Как вы оцениваете тогда работу вашей стратегии в регионах?
— "Умное голосование" не имело отношения к выборам губернаторов. "Умное голосование" занималось двумя типами выборов.
- Это выборы по одномандатным округам в законодательные собрания регионов: здесь, как вы знаете, мы получили 20 мандатов в Мосгордуму, полностью выиграли областную думу в Хабаровске, провели несколько депутатов в самых разных регионах, в том числе таких сложных электорально, как Волгоград или Татарстан.
- И это были городские думы столиц субъектов федерации: здесь мы выиграли гордуму Хабаровска, гордуму Иркутска, получили множество мандатов в гордуме Пензы, Читы, Йошкар-Олы, Биробиджана и еще ряда столиц субъектов федерации. То есть результаты я оцениваю как очень хорошие по самым разным регионам России.
Что происходит на участках в Санкт-Петербурге
Оппозиционеры заявляют о многочисленных нарушениях при подсчете голосов на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге. Вот лишь несколько примеров.
"Светлана Викторовна, вам трудно их класть вверх лицом? Почему вы не хотите их класть вверх лицом? Объясните, пожалуйста". – "А зачем мне делать лишнее движение, если мы все равно вносим?" – "А зачем делать лишнее движение? Просто переставляйте. Я это понимаю как сокрытие".
Сергей Осмоловский, член избирательной комиссии на участке №11 в Санкт-Петербурге, записал нарушения на видео. На участке не было камер – Осмоловский лично вел съемку более 20 часов. Он заметил и другие нарушения и позвонил в территориальную комиссию.
Результат подсчета шести членам избирательной комиссии не понравился. У кандидата от партии "Яблоко", по их подсчетам, было 133 голоса, но председатель комиссии насчитала лишь 33.
Член комиссии с правом решающего голоса Михаил Морозов рассказал, чем все закончилось: "Ребята просто сложили все избирательные документы, убрали их в какой-то пакет, ничего не опечатали и с криками "Никакого протокола не будет!" покинули избирательный участок в компании действующего главы муниципального образования Столярова Олега. И скрылись на автомобиле, просто уехали".
По словам Морозова, итоговый протокол члены комиссии не получили и своих подписей под ними не ставили.
На этом участке победила Нина Киселева – мать вице-спикера Законодательного собрания Санкт-Петербурга, члена партии власти "Единая Россия" Сергея Соловьева.
Проигравший кандидат Арушунян будет обращаться в суд. Морозов и его коллеги написали жалобы: "Я считаю, что ущемлены права всех избирателей участка №11, у меня там друзья живут. Я сидел на книге, и я обещал всем, что я прослежу – и все будет хорошо. И при подсчете мы проследили, а вот что дальше произошло – мало понятно".
Таких историй в Санкт-Петербурге в эти дни много. Издание "Фонтанка" проанализировало десятки расхождений результатов выборов по всему Петербургу.
Глава избиркома Петербурга Виктор Миненко пообещал, что результаты муниципальных выборов отменят в четырех районах города. Но журналисты "Фонтанки" утверждают, что задокументированные расхождения имеют куда больший масштаб.
Многие независимые депутаты шли на выборы при поддержке штаба оппозиционера Алексея Навального – их было порядка 600 человек. На участках, где победили оппозиционеры, голоса стали пересчитывать.
"Последние два дня проходят массовые пересчеты голосов. Обычно это происходит по заявлению кандидатов от "Единой России", которые не согласны с тем, что побеждают оппозиционеры, и зачастую после этого пересчета перемещаются на непроходные места. А единороссы, наоборот, поднимаются вверх. Связано это с тем, что бюллетени до пересчета находились непонятно где – как правило, это помещения администраций, – и что там с ними происходило, никто не знает", – рассказал координатор штаба Навального в Санкт-Петербурге Александр Шуршев.
Оппозиция будет обжаловать результаты пересчета голосов в судах.