Шесть кандидатов продолжат борьбу за пост президента Беларуси, в том числе главный оппонент Лукашенко Виктор Бабарико, находящийся в СИЗО под арестом. Еще один потенциальный соперник действующего президента, а в прошлом его помощник Валерий Цепкало выбыл из предвыборной гонки, не набрав 100 тысяч, необходимых для регистрации подписей избирателей.
ЦИК Беларуси 30 июня огласил результаты проверки подписей потенциальных претендентов на президентский пост, по итогам которой этот рубеж преодолели шесть кандидатов:
- арестованный экс-глава "Белгазпромбанка" Виктор Бабарико,
- сопредседатель общественного объединения "Говори правду” Андрей Дмитриев,
- председатель Белорусской социал-демократической партии "Грамада" Сергей Черечень,
- экс-депутат парламента Анна Канопацкая,
- Светлана Тихановская, преподавательница иностранных языков и жена арестованного блогера Сергея Тихановского,
- действующий президент Александр Лукашенко.
Политический обозреватель Игорь Ильяш рассказал Настоящему Времени, почему снятие Валерия Цепкало никак не скажется на предвыборной гонке, а возможный недопуск Виктора Бабарико не снизит протестные настроения в обществе.
— Цепкало, по сути, снят. По какой причине, по вашему мнению?
— Тут стоит удивляться не тому, что сняли Цепкало, а тому, что до сих пор еще не сняли Бабарико.
Власть поступает достаточно логично, учитывая, что они на самом старте кампании развязали беспрецедентную брутальную спецоперацию против своих оппонентов. Совершенно было логично, что нужно будет всех основных своих конкурентов вывести из игры. Фактически двое из трех самых главных оппонентов – Тихановский и Бабарико – уже выведены из игры, так как находятся за решеткой.
Цепкало решили, видимо, пока не сажать, а сделали достаточно просто – исключили из борьбы путем непризнания подписей, собранных в его поддержку. И плюс нужно напомнить то, что вчера против него был слит в интернет компромат и МВД начало доследственную проверку по поводу заявления некоего турецкого бизнесмена, который обвиняет в немыслимых преступлениях Цепкало: в получении взяток на сотни тысяч долларов и во множестве всяких грязных дел.
Поэтому то, что сняли Цепкало, это вполне логично. Что будет с Бабарико, зарегистрируют ли его – пока сказать сложно. Но логика последних действий режима подсказывает, что и для него, наверное, найдут какое-то формальное основание для того, чтобы не регистрировать.
— Если, например, зарегистрируют, но он будет в СИЗО, формально его фамилия может появиться в бюллетене?
— Да, конечно. Его фамилия может появиться в бюллетене. По белорусским законам пока человек не осужден, он может быть избранным. Другой вопрос, что даже когда Бабарико находится в СИЗО, нужно понимать, что сама его кампания может представлять угрозу для власти.
Для людей сейчас самое главное не "кто вместо Лукашенко", а "против Лукашенко". Поэтому то, что персонально Бабарико находится в СИЗО, для протестных настроений людей большой роли не играет. Есть вероятность, что без самого Бабарико, без основных его соратников по предвыборному штабу к предвыборным пикетам и митингам Бабарико в случае, если его зарегистрируют, все равно будут выстраиваться километровые очереди, как выстраивались на начальном этапе этой предвыборной кампании к пикетам альтернативных кандидатов.
Поэтому если вдруг внезапно власть зарегистрирует Виктора Бабарико, то это будет достаточно нелогичный с ее стороны шаг, потому что если уж Лукашенко так возмущала и пугала эта масса недовольных людей в очередях перед предвыборными пикетами в начальной стадии кампании в мае, в начале июня, то на финальной стадии предвыборной кампании, я думаю, что пугать и раздражать его это должно еще больше. Я сомневаюсь, что он все-таки пойдет на это и будет регистрировать Бабарико.
— Сегодня в штабе Цепкало нам сказали, что это решение будут обжаловать. А как общество отреагирует на его нерегистрацию?
— Я не думаю, что сам факт нерегистрации Валерия Цепкало вызовет какие-то протесты, потому что еще раз важно подчеркнуть, что вся эта предвыборная кампания строится на большом понимании в обществе, что "за кого угодно, только не за Лукашенко". Дело не конкретно в Валерии Цепкало. Он не имеет какого-то выдающегося рейтинга именно за счет своих бывших и действующих заслуг. Вопрос именно в смене власти.
— Каждый день читаю о штрафах, об арестах, о новых уголовных и административных делах, и часто это касается блогеров. Объясните, почему блогеры под прицелом в Беларуси?
— У нашей власти достаточно сложные отношения с современными технологиями. Поскольку они видели неоднократные стримы с акций протеста, стримы даже просто с предвыборных пикетов, которые вызывали огромный интерес и были центром притяжения для людей, [власти] восприняли это буквально: блогеры – это те люди, которые мутят воду в Беларуси, которые организовывают протесты. Это главные злодеи для них. Они, безусловно, очень сильно упрощают ситуацию, потому что блогеры в данном случае – это просто средство связи для людей, недовольных Лукашенко. Естественно, их аресты принципиально ситуацию не изменят в плане протестных настроений в обществе, но власть уверена, что именно они виновники всех недовольств, всех этих протестов.
— Политическое блогерство – это такое явление в Беларуси, серьезная сила?
— В Беларуси в последние годы это действительно стало достаточно серьезным явлением, потому что у нас все-таки многолетний диктаторский режим и все средства массовой информации так или иначе находятся под серьезным давлением и многих вещей делать не могут. Например, это многократно признавалось, что у крупнейших независимых ресурсов могут быть проблемы, если они анонсируют какую-то акцию протеста, – их могут обвинить, что они таким образом нарушают законодательство. Блогеры не ограничены такими законами, они могут свободно анонсировать акцию протеста. В этом плане для властей это новый вызов.
Выборы президента Беларуси назначены на 9 августа. В стране завершился сбор подписей по выдвижению кандидатов, их сдали семь претендентов. Цепкало, по данным ЦИК, не смог преодолеть необходимый 100-тысячный порог: у него были признаны действительными лишь 75 тысяч 249 подписей. Его команда ранее сообщала, что сдала на проверку 160 тысяч подписей.
Штаб Виктора Бабарико заявлял, что подал 365 тысяч подписей. Из них ЦИК признал действительными только 165 744. Штаб намерен подать жалобы в региональные избиркомы.
Сам Виктор Бабарико и его сын Эдуард, возглавляющий предвыборный штаб политика, находятся в СИЗО КГБ по подозрению в совершении экономических преступлений и создании преступной организации.