Президент Беларуси Александр Лукашенко 26 июня во время рабочей поездки в город Солигорск Минской области заявил о намерении изменить Конституцию. Внести правки в Основной закон он планирует в ближайшие два года.
Лукашенко сказал, что выступает против возврата к Конституции 1994 года – референдум по этому поводу инициирует потенциальный кандидат в президенты, арестованный Виктор Бабарико. По словам Лукашенко, "это движение назад", хотя первая Конституция независимой Беларуси не предоставляла столько полномочий президенту, сколько он имеет сейчас, и ограничивала избрание одного человека на пост главы государства двумя сроками.
Александр Лукашенко, который у власти уже 26 лет, с тех пор менял Конституцию дважды – в 1996 и 2004 годах. Нынешние выборы президента для него станут шестыми.
Публицист и политтехнолог Александр Федута, автор книги "Лукашенко. Политическая биография", рассказал Настоящему Времени, зачем действующему президенту менять Конституцию и стоит ли возвращаться к документу 1994 года.
– Зачем Лукашенко хочет поменять Конституцию?
– В свое время у него состоялся очень интересный разговор с главой консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Минске, послом Хансом Георгом Виком. Это было после принятия новой Конституции 1996 года. Тогда посол Вик сказал ему: "Господин президент, неужели вы не понимаете, что эта Конституция на самом деле таит большой соблазн для вашего преемника расправиться политически с вами после того, как он будет избран?" И Лукашенко ответил ему: "Неужели вы думаете, что я оставлю своему преемнику эту Конституцию?"
Я думаю, что сейчас Александр Григорьевич действительно думает о преемнике. И, может быть, это станет стимулом для ослабления централизации власти, существующей в его системе.
– То есть Лукашенко собирается оставить власть и согласиться на смену лидера страны в обмен на некие гарантии для себя, которые будут прописаны в новом законе?
– Это одна из версий.
– А вы можете сказать мне, есть ли у него техническая возможность после смены Конституции передумать и остаться президентом еще два срока, как сейчас Владимир Путин сможет сделать, если граждане России проголосуют за?
– Именно Александр Лукашенко определяет, какие изменения будут внесены в Конституцию. И если он захочет сохранить за собой такую возможность, он, естественно, внесет соответствующую норму в Конституцию. Один раз он это уже сделал в 1996 году, продлив свои полномочия на два года.
– А есть ли достаточное количество людей в регионах с политическим весом, на которых можно будет переложить государственную систему управления – с одного человека на многих губернаторов, которых нет сейчас физически – их надо будет создавать.
– К сожалению, Лукашенко воспитал новую генерацию белорусских управленцев и политиков, которые в принципе не способны принимать решения. Пожалуй, только пандемия коронавируса заставила их что-то делать без оглядки на центр, который самоустранился в этом случае от борьбы с пандемией.
– Правильно ли я понимаю, что смена Конституции предполагает, что смена власти в Беларуси не будет династической? Никто из родственников Александра Лукашенко не станет его последователем.
– Сам Александр Лукашенко когда-то сказал: "Слухи о том, что я собираюсь передать власть старшему сыну, не имеют под собой никаких оснований. Может быть, когда-нибудь президентом станет мой младший сын".
– Конституция 1994 года, из-за которой начались эти разговоры, потому что мы помним, что Виктор Бабарико, фактически вероятный конкурент на текущих выборах, которые состоятся 9 августа, сказал: "Давайте вернемся к Конституции 1994 года". Она какая-то очень хорошая, важная для Беларуси, священная, – или что?
– Это была первая Конституция независимой Республики Беларусь, а не Советской Социалистической Республики.
– Она качественная для управления страной?
– Во всяком случае, там были нормы, позволяющие соблюдать баланс властей. Там был полномочный парламент, который утверждал премьер-министра и вице-премьеров, всех силовых министров.
– Можно ли себе представить ситуацию, в которой будущий президент, кем бы он ни был, напишет такую Конституцию, в которой будет написано, что нельзя менять Конституцию именно потому, что соблазн менять ее велик, как мы видим на протяжении исторического процесса.
– Собственно говоря, именно необходимость возвращения к балансу ветвей власти, восстановления нормы запрета избираться одному и тому же лицу больше двух сроков на президентский пост – именно это и является одним из главных предметов полемики в ходе данной избирательной кампании.