В Минске 25 июня задержан блогер, один из авторов телеграм-канала "Беларусь головного мозга", консультант Радио Свобода Игорь Лосик. Позже стало известно, что в его отношении заведено уголовное дело по статье за организацию массовых беспорядков. Наказание по ней составляет до трех лет лишения свободы.
В телеграм-канале в последние месяцы много пишут о протестах, о событиях вокруг избирательной кампании, публикуют видео задержаний мирных протестующих. Именно в этом, уверены авторы канала, причина задержания Игоря Лосика. К тому же в этот же день министр внутренних дел Беларуси Юрий Караев в парламенте сказал, что уличные акции протеста, которые он называет незаконными, управляются телеграм-каналами и стримами Радио Свобода.
"Лукашенко испугался политизации общества"
Франак Вячорка, белорусский журналист, политический аналитик и друг задержанного Игоря Лосика, рассказал Настоящему Времени, что произошло и почему именно с телеграм-каналом "Беларусь головного мозга".
— В час дня к Игорю пришли девять человек, представились следователями. Когда им не открыли дверь, они сказали, что могут дверь взорвать. Прошел обыск, конфисковали компьютер, лэптоп, телефон, Игоря увезли в неизвестном направлении. Есть информация, что он в Бресте и его допрашивают по какому-то делу, или в Минске. Кто-то сбрасывает в телеграм инсайты, что дело экономическое: как он получал зарплату, гонорары или рекламные доходы. Некоторые говорят, что дело связано с протестами в Минске. Информации точной нет никакой: власть, МВД ничего не предоставляет ни журналистам, ни жене Игоря. [Позже стало известно, что Игорь Лосик задержан по ст. 342 УК РБ (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них). Он находится в ИВС в Минске.]
— Это типичная практика, не говорить, какая статья [вменяется]?
— Они обычно должны в течение трех часов сказать, по какому поводу идет задержание. Если это дело уголовное, то есть 72 часа, чтобы предъявить обвинение. Но в Беларуси им [силовикам] закон не писан. Даже адвокаты не имеют никакой возможности повлиять на процесс – все буквально принимается политически: в администрации президента, в Генпрокуратуре. Единственное, что влияет на их решение, это общественное обсуждение, давление извне, какие-то заявления западных стран. А адвокаты или законные процедуры не имеют никакого значения.
— Сейчас у Игоря есть адвокат? Известно что-то об этом?
— Сейчас коллеги из минского бюро Радио Свобода и Белорусская ассоциация журналистов советовались, как и с каким адвокатом заключить договор. Но поскольку неизвестно даже, где он находится – в Бресте, в Барановичах или в Минске, – невозможно договариваться с адвокатами, так как неясно, где сам процесс будет проходить.
— Сегодня министр внутренних дел выступил в парламенте и сказал, что акции протеста, которые он называет незаконными, якобы управляются при помощи телеграм-каналов и стримов Радио Свобода. Как вы оцениваете эти слова министра?
— Конечно, это маразм. И не зря его назначили министром, потому что все правительство, которое назначили месяц тому назад, – оно военного времени, суперавторитарно-тоталитарное. И у этого правительства была цель тотальной зачистки информационного пространства и политического поля. Министр дал команду "фас". Вот эта информация, что телеграм-каналы виноваты и Радио Свобода, – это сигнал всем остальным: ведомствам, Службе безопасности президента, КГБ, МВД, чтобы начинать разбирательства, копать под журналистов Радио Свобода, следить, кто какие каналы ведет в телеграме. И нейтрализовать – забирать [за решетку], придумывать уголовные дела, перехватывать, как это было с каналами Тихановского. Вот то, чего нам следует ожидать в ближайшие несколько недель.
А Радио Свобода, конечно, стала медиа №1 в плане освещения избирательной кампании. Стримы с последних протестов смотрели сотни тысяч человек. Для многих людей Радио Свобода просто открывает глаза на ситуацию в стране. И Лукашенко, несомненно, испугался такой политизации общества.
"Количество политзаключенных резко возросло"
Почему белорусские власти накинулись на журналистов и блогеров и чего ждать дальше, Настоящему Времени рассказал Алесь Беляцкий, руководитель правозащитного центра "Вясна".
— Как вы расцениваете задержание с правозащитной точки зрения?
— Оно вопиюще несправедливо, и говорить о законе вообще не приходится. И правильно было названо несколько фамилий блогеров, которые работают на каких-то своих телеграм-каналах, это часто региональные телеграм-каналы. Но такое ощущение, что начали войну со всеми информационными источниками, которые дают альтернативную властям точку зрения.
Основная задача властей – подавить информационную волну и волну солидарности с задержанными кандидатами в кандидаты, [такими] как Виктор Бабарико и Сергей Тихановский, который хотел быть кандидатом в президенты, но сейчас задержан, и выдвигается его жена.
Власти стараются поднять уровень страха в обществе, задавить протест недовольства, который сейчас имеет очень большую, я бы сказал, высоту. Такого давно не было, практически 10 лет мы подобного не наблюдали. И буквально за три месяца так сложилась ситуация, что миллионы людей высказывают недовольство положением, но выхода, как изменить это положение к лучшему, на самом деле нет.
Сейчас были сформированы избирательные комиссии, куда никого из представителей оппозиционных политических партий или общественных организаций, ни активистов просто не включили.
— Алесь, как вы оцениваете высказывание министра внутренних дел о том, что акции, которые он называет незаконными, управляются телеграм-каналами и стримами Радио Свобода? Чего стоит ждать?
— Таким образом власти пробуют оправдать эти репрессии в отношении сотрудников средств массовой информации. Сегодня, кстати, прекратил работу самый популярный белорусскоязычный сайт nn.by (Наша Ніва – первая белорусская газета). Как будто бы они не продолжили аренду хостинга, какие-то формальные причины. Но это, опять же, воспринимается в одной цепочке. Власти конкретно бьют по всем источникам информации, которые дают альтернативный взгляд. Я не удивлюсь, если следующими [звеньями] этой цепи станут правозащитные сайты и телеграм-каналы. Мы морально к этому готовы.
Что получится ближе к выборам, посмотрим. Такого отношения к власти я вообще никогда не наблюдал, поэтому ситуация, с одной стороны, уникальна, с другой – власти действуют жестоко.
По нашим подсчетам, с начала избирательной кампании в той или иной форме было репрессировано уже более 650 человек: более 450 на прошлой неделе, когда люди выходили на мирные акции, устраивали цепи солидарности и протестовали против ареста Виктора Бабарико, требовали справедливых выборов. Суммы штрафов уже – это десятки тысяч долларов. По уголовным делам проходят команда Виктора Бабарико, команда Сергея Тихановского, блогеры, которых я называл. Они находятся или в тюрьме КГБ, или в СИЗО МВД. Это те люди, которых мы всем правозащитным сообществом признаем политическими заключенными. Мы очень внимательно к этому относимся.
Но сейчас количество политических заключенных резко возросло. Мы бьем во все колокола и просим и международное сообщество, и наших партнеров, наших коллег максимально включаться в этот процесс и реагировать.