За год до президентских выборов в США – а они пройдут 5 ноября 2024 года – популярность у американских избирателей начинает набирать Дональд Трамп. Согласно опросу, который провели The New York Times и Siena College среди избирателей, если бы выборы президента проходили сейчас, Трамп получил бы 300 голосов выборщиков, при том что для победы нужно 270.
Согласно исследованию, Трамп опережает Байдена в пяти из шести ключевых штатов с отрывом от 4 до 11 процентов. Трамп лидирует в Джорджии, Аризоне, Неваде, Мичигане и Пенсильвании – во всех этих штатах на выборах в 2020 году победил Байден.
Александра Филиппенко, политолог-американист, сотрудник научно-исследовательского центра European Leadership Network, рассказывает о предвыборной ситуации в США.
– То, что Трамп лидирует в пяти из шести штатов, в которых три года назад победил Байден, означает ли это, что исход выборов в следующем году предопределен уже сейчас?
– Конечно же, нет. За год до выборов между Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом Хиллари Клинтон уверенно побеждала. Мы знаем, что американская политика может делать довольно-таки крутые повороты. То, что сейчас показатели, как мы видим, [демонстрируют] лидерство Дональда Трампа, не говорит о том, что через год в первый вторник после первого понедельника ноября, как это написано в Конституции, американцы в итоге проголосуют за Дональда Трампа. У Джо Байдена все-таки есть еще год на то, чтобы переломить ситуацию, чтобы американцы увидели, что экономика в действительности растет.
Тот опрос, на который вы ссылались, The New York Times подробно расшифровывает: там говорится о том, что в первую очередь это связано с недовольством экономикой, с недовольством тем, что американцы видят на своих счетах в банках. В действительности экономика растет, но до американских избирателей, до американских налогоплательщиков это ощущение внутреннее не доходит.
Более того, есть некоторое ощущение, что мир рушится при Джо Байдене: война в Украине, война на Ближнем Востоке. Все это, конечно, также волнует американских избирателей. Но пока они видят, что их собственные финансы не растут – все это связано с экономикой. Есть известное выражение: "It's the economy, stupid". Все крутится вокруг того, что видят американцы на своих счетах в банках.
У демократов все-таки есть год на то, чтобы объяснить, что экономика в действительности растет. И, может быть, подумать о том, чтобы все-таки выдвинуть другого кандидата.
Дин Филлипс сейчас официально заявил о своем выдвижении – это член Палаты представителей от штата Миннесота. Но я мало верю в то, что в действительности может быть другой кандидат от Демократической партии. Тем не менее важно, что сейчас некоторые умеренные демократы – даже те, которые поддерживали Джо Байдена, собственно, Дин Филлипс его поддерживал, – все-таки возвышают свой голос.
Может быть, демократические стратегии как-то попробуют изменить ситуацию, потому что рейтинги и у Трампа, и у Байдена рекордно низкие. Они крайне непопулярны, и они одинаково непопулярны. Но предсказать победу Трампа за год до выборов совершенно невозможно, как и в любые другие выборы американского президента.
– А с чем связано? С тем, что у него растут эти рейтинги, просто с соперничеством представителей двух партий?
– Я бы сказала, что рейтинги не растут, а просто у Байдена такие низкие рейтинги, что ему приходится конкурировать с ядерным электоратом Дональда Трампа.
На протяжении всего президентства Трампа мы в том числе с вами тоже обсуждали, что есть электорат в 30% американских избирателей, которые в любом случае будут голосовать за Трампа, которые видят его победителем в любом случае. Потому что ему удалось отменить аборты, ему удалось сделать некоторые вещи, за которые они голосовали. В первую очередь это касается введения трех консервативных судей в Верховный суд.
Они сейчас и оказываются основным электоратом, потому что рейтинг Байдена рекордно и исторически низкий. Это совершенно удивительно: 38% для человека, который собирается выдвигаться на пост президента, – это просто какие-то невозможные цифры.
Огромное количество американцев говорят о том, что они просто не собираются участвовать в выборах. Поэтому здесь оказывается, что разговор идет о примерно 40% избирателей. И между этими 40% избирателей побеждает Дональд Трамп на данный момент.
Удастся ли Демократической партии как-то заставить людей прийти на избирательные участки, как-то их сподвигнуть на то, чтобы поддержать Джо Байдена, – это очень большой вопрос, особенно учитывая, что американцы пока не видят лично в своих финансах каких-то серьезных изменений. Хотя макроэкономические показатели сейчас очень хорошие у США, экономика действительно растет. Но цифры – это одно, а что реально видят люди, – это иногда совсем другое.
– Против Трампа сейчас тянутся четыре уголовных дела. Если он все-таки будет признан виновным хотя бы по одному из этих четырех дел, он сможет принимать участие в выборах?
– Если дело успеет дойти до Верховного суда, тогда он не сможет. Но пока дело не пройдет все инстанции, пока дело не пройдет через все кассации, через все, он сможет участвовать в выборах. Даже если его каким-то образом ограничат, даже если его заставят оставаться в одном штате, он все равно сможет принимать участие, по крайней мере, в республиканских праймериз. И тут тоже есть отдельный вопрос: будет ли Республиканская партия выдвигать его в итоге в июле на своем съезде от партии? Или умеренные республиканцы решат, что это плохо для партии в целом, и, может быть, он пойдет как независимый кандидат.
Сейчас ситуация складывается так, что он сможет пойти на выборы, потому что вряд ли хотя бы одно из этих дел успеет дойти до Верховного суда. То дело, которое сейчас рассматривается в штате Нью-Йорк, касается исключительно его бизнеса. Это административное дело. То дело, по которому быстрее всего будут приняты решения, касается ограничения и закрытия его бизнеса в штате Нью-Йорк. Но это никак не ограничивает его в том, чтобы выдвигаться на пост президента. А остальные дела, как мне кажется, просто не успеют дойти до Верховного суда. Исторически складывается так, что дела рассматриваются долго и адвокаты Дональда Трампа стараются не очень торопить этот процесс.