В 2004 году в Москве проходили работы по модернизации пятиэтажных домов более поздних и надежных серий советской застройки. Стоимость затрат оказалась в два раза ниже, чем при переселении жителей во вновь построенные дома.
В 2012 году жители одного из столичных домов – знаменитой теперь девятиэтажки на Мишина, 32 – сами инициировали эксперимент по обновлению своего жилья. Перерождение обычной хрущевки без отселения жильцов заняло 2 года и обошлось в 250 млн рублей. Эти затраты, впрочем, быстро окупились за счет значительного увеличения площади квартир и снижения коммунальных платежей.
Есть и частные инициативы. Московский архитектор Алексей Кротов в этом году получил диплом "Золотое сечение" Союза архитекторов России именно за работу по названием "Модернизация пятиэтажек – решение проблемы национального масштаба".
Его мастерская уже много лет успешно реализует проекты, преобразующие старые советские застройки в современные жилые здания. А начал он с собственного дома. Все подробности в интервью для программы "Неделя" с Александром Касаткиным.
*****
— Было ли какое-то экспертное обсуждение проекта и различных возможностей перестройки и реновации жилого московского фонда? С вами, с человеком, который успешно реализовал в Москве проект реновации пятиэтажек, кто-нибудь советовался, разрабатывая проект?
— К сожалению, такого обсуждения не было. Мы об этом узнали из средств массовой информации. Союз архитекторов, то есть наше профессиональное сообщество, в этом не участвовало, тоже для них было неожиданностью.
— А вы, основываясь на своих проектах, пробовали подсчитать, какова бы была экономия в масштабах Москвы, если бы пятиэтажные дома не сносили районами, а реновировали, например, по вашему проекту?
— Вот я могу сказать, какая экономия была на моем проекте. Это была полная и глубокая реконструкция. На этой реконструкции мы сэкономили 30% стоимости, потому что мы надстроили ее до 9 этажей, при этом квартиры стали другие, они стали больше. То есть, скажем, на площади двухкомнатной квартиры я разместил однокомнатные квартиры, и они стали удовлетворять современным требованиям. Дом фактически стал современным, мы продлили его срок еще на 100 лет.
— Алексей, я правильно понимаю, что вы провели реконструкцию пятиэтажки, той самой хрущевки, о сносе которых сейчас речь идет в московском проекте?
— Именно так. Это была та самая "несносимая" 515-я серия, которую сейчас решено снести.
Если бы можно было сделать их техническое обследование, как было это сделано перед моей реконструкцией, тогда картина была бы полной, и мы бы понимали, какие строительные конструкции надо усиливать, какие исчерпали свой ресурс, а какие – нет.
— То есть я правильно понимаю, что все эти здания, эти районы, о которых сейчас идет речь в проектах сноса, они не исследовались таким образом?
— Понимаете, там другая проблема. Ведь этот жилой фонд по нашему регламенту, по нашим правилам раз в 25-27 лет должен был бы ремонтироваться. Первый такой ремонт приходился на 90-е годы. Ну, его мы не сделали по известным причинам. Следующий капремонт приходится на сегодняшнее время, на наши годы. А сейчас уже встает вопрос, надо ли это делать? Главным образом еще и потому, что капремонт мы делать разучились.
Вот это обстоятельство главным образом, может быть, и подвигло к тому, что давайте все снесем и сделаем все заново. Но только сделав все заново, мы через 50 лет опять придем к тому же самому. Я уже не говорю о том, что для города чрезвычайно болезненны такого рода глобальные перестройки.
— Сейчас многие жители в предвкушении переселения в новые дома, построенные по новым жилищным стандартам, особенно после недавней публикации буклета с красивыми картинками вариантов отделки и комфортного устройства будущих квартир. А вам известен проект зданий, в которые будут переселять людей из этих пятиэтажек, и действительно ли все так прекрасно, как в рекламе?
— Год назад мне от Союза архитекторов рекомендовали принять участие в работе группы по модернизации домостроительных комбинатов. И для меня было полной неожиданностью, что то инженерное обеспечение, которое планируется сейчас для массового жилищного строительства, оно, к сожалению, не XXI века, далеко не XXI века. В новых домах не будет приточной вентиляции, не будет рекуперации тепла, не будет энергоэффективных систем.
Мы меняем жилой фонд фактически только на бумаге, мы лучшего-то не получаем. Больше того: у нас были в пятиэтажках малогабаритные квартиры, но мы же людям даем жилье в новых жилых домах тоже малогабаритные – метр в метр! Вот это мне совершенно непонятно. И получается так, что мы фактически дублируем тот жилой фонд, который хотим уничтожить.
КОММЕНТАРИИ