Мэр Москвы Сергей Собянин и президент России Владимир Путин в один день выступили с громкими заявлениями по поводу так называемой "программы реновации" в Москве, а фактически – сноса большого количества жилых домов и принудительного переселения их жителей.
Эти заявления не означают полной отмены программы, но позволяют надеяться, что переселение будет происходить не так, как было изначально прописано в скандальном проекте закона, разработанном московском властями. А также, что права собственников жилья будут защищены несколько сильнее, чем рассчитывали московские власти.
Что гарантировал Путин?
Путин заявил на встрече с правительством РФ, что не подпишет закон о сносе и перестройке пятиэтажек в Москве, если он будет нарушать права граждан.
"Есть законопроект о расселении пятиэтажек. Безусловно, это должно быть сделано таким образом и такими инструментами и средствами, которые не нарушают прав граждан, прежде всего, права на собственность. И все предложения должны быть реализованы на основе добровольного согласия граждан на предлагаемые условия", – подчеркнул глава государства.
"Повторяю еще раз, ничего не может быть навязано силой, и права граждан должны быть полностью соблюдены. Прошу правительство обратить на это внимание и в диалоге с депутатами Госдумы обеспечить прохождение такого закона, который бы эти права граждан обеспечил, – отметил Путин. – Ничего, что нарушает законы, действующие на сегодняшний день, и права граждан, подписано мною быть не может".
Что пообещал Собянин?
Встречу мэра Москвы с горожанами организовали в Московском доме общественных организаций. Ее заранее не анонсировали на сайте, а по контактному телефону уже во время встречи отвечали, что не знают о мероприятии с участием мэра. На выступление мэра пригласили только журналистов государственных изданий и телеканалов. О планируемом выступлении Собянина накануне сообщили анонимные телеграм-каналы.
Во время выступления Собянин пообещал:
- что власти столицы не планируют создавать временный жилищный фонд
- что москвичам "если они захотят", дадут жилье именно в их районе
- что сносить вообще будут далеко не все "хрущевки"
Дословно это звучало так:
"Часть кирпичных домов, сталинок, находятся в нормальном состоянии, с хорошим фундаментом, хорошими стенами. Их никто сносить не собирается".
"Переселять дважды, в какой-то маневренный фонд, потом из маневренного фонда? Два переезда – это один пожар. История не очень хорошая".
"Мы видим, что сможем обеспечить 100% всех тех, кто пожелает остаться в районе, где они проживают. В каждом районе "старой" Москвы есть стартовые площадки для строительства нового жилья и "волновой" реновации".
"Процентов 90 жителей останутся в тех районах, где проживают. Это очень важно: люди привыкли к детскому саду, поликлинике, школе, соседям". Однако если москвич при переселении из пятиэтажек "захочет выбрать не свой, а другой район, власти пойдут ему навстречу".
Чем именно были недовольны москвичи?
Мэр Москвы Сергей Собянин обнародовал программу сноса пятиэтажных "хрущевок" в столице два месяца назад, 21 февраля на встрече с Путиным. Как выяснилось, по плану московских властей (пока он оформлен в виде проекта закона, который еще не принят) может быть снесено от 10% до 15% жилых районов, в основном вблизи Третьего транспортного кольца.
Когда жители Москвы начали читать закон, они обнаружили в нем несколько крупных проблем.
— Оказалось, что точного плана сносимых домов и районов еще не разработано. Значительное количество москвичей оказались в "подвешенном" состоянии, не зная, грозит им переселение, или нет.
— Выяснилось, что власти готовы сносить не только отдельные пятиэтажные дома, но и девятиэтажные ("брежневки"), и возможно даже "сталинки" (закон не конкретизирует сносимые серии) – так, чтобы сносить целые кварталы и высвобождать сразу большие площади.
— Закон никак не регулирует проблемы ипотечных квартир. По закону, при принудительном переселении городские власти должны выкупать квартиры, которые находятся в залоге у банка. Однако этот механизм в законе пока никак не предусмотрен, что создает ситуацию, при которой кредит фактически ничем не обеспечивается. Собственность оказывается в "подвешенном" состоянии, с непонятным владельцем.
— И банки, и сами собственники жилья были категорически недовольны тем, что в проекте закона московские власти обещали предоставить в обмен на снесенное жилье лишь квартиры той же площади, но не той же стоимости и не исключали переселения жителей в смежные со снесенными районами (в том числе за МКАД).
— При этом процесс переселения в законе был прописан как фактически принудительный: жителям сносимых домов обещали предоставить лишь один вариант нового жилья, а в случае отказа – выселять из старого дома по суду в сжатые сроки.
Добавило недовольства и то, что московские чиновники категорически отрицали протестные настроения (в курируемых городскими властями медиа распространялись идеи, что 80% жителей сносимых районов поддерживают расселение), а встречи населения с чиновниками префектур были плохо организованы на низовом уровне.
Протесты в Москве Кремлю не нужны
По данным "Медиалогии", которая проанализировала недовольство москвичей в соцсетях и на форумах, наибольший протест решение о сносе "хрущевок" пока вызывает у жителей наиболее близких к центру Алексеевского, Академического, Даниловского районов и района Сокольники. Чуть менее недовольны были жители Басманного, Бегового, Ломоносовского и Савеловского районов, а также Перово, Хамовников и Отрадного.
Эксперты полагают, что заявления Путина и Собянина, сделанные ими 26 апреля, – свидетельство того, что чиновники действительно немного отыграли назад и готовы отказываться от некоторых пунктов программы сноса, пусть пока что на словах. Но сделано это было не просто так, а чтобы погасить волну недовольства в непосредственной близости от Кремля в преддверии выборов президента, намеченных на 2018 год.
Причем по некоторым пунктам это уже второй "отыгрыш" назад за два месяца. Ранее, к примеру, Собянин делал прямо противоположное заявление про "маневренный фонд", который непременно будет создаваться рядом с расселяемым микрорайоном. Эти слова также вызвали недовольство москвичей, и мэр был вынужден "поправиться".
Политолог Екатерина Шульман полагает: гася недовольство москвичей по программе переселения, власти пытаются предотвратить становление и самоорганизацию слоя протестных избирателей, которые будут голосовать "против" и на выборах президента в 2018 году, и на муниципальных выборах в сентябре 2017 года в Москве.
"Основной мотив всех протестов, которые происходят в России в последнее время – это "с нами не посоветовались, без нас решили" – по такой схеме проходил конфликт из-за Исаакиевского собора в Петербурге, и внедрение "Платона", и введение ЕГЭ и религиозного образования в школах, и по этой же схеме планировался снос "хрущевок", – замечает Шульман.
"Но на волне резкого недовольства потерей "сакральной" собственности разозленные сносом домов избиратели (порядка 1 млн человек только в Москве) легко могут проголосовать за представителей оппозиции или, по крайней мере, "независимых" депутатов, противостоящих Кремлю и "Единой России", – полагает она. Чего ни федеральные, ни московские чиновники допускать не хотят.
"Властям можно упереться и сопротивляться, либо можно ситуативно отступать по линии соприкосновения. Я пока вижу признаки "отползания", – замечает политолог. На это, по ее словам, в первую очередь, указывает исключение из программы реновации в Москве "некоторых богатых районов, которые сумели возмутиться достаточно сильно". "Это идет пока в форме как бы диалога, но на самом деле демонстрирует готовность власти отползти", – замечает эксперт.
КОММЕНТАРИИ