Многие члены политсовета правящей партии «Грузинская мечта» в феврале 2021 года поддержали премьера Георгия Гахария, который предлагал перенести операцию по задержанию Ники Мелия – на тот момент председателя крупнейшей оппозиционной партии «Единое национальное движение». Это следует из скриншотов чата лидеров «Грузинской мечты» под названием «политсовет», которые оказались в распоряжении оппозиционного телеканала «Формула».
Источник переписки не раскрывается, её подлинность не была опровергнута. Агентство «Новости-Грузия» публикует перевод слов Гахария из этого чата. В 23:20 17 февраля он написал:
«Считаю, что должен поделиться своей позицией по поводу исполнения решения об аресте Мелия. Считаю, что его незамедлительное задержание в офисе ЕНД недопустимо. Как видите, сегодня там находятся лидеры всех оппозиционных партий, максимально мобилизованы ресурсы физических и оппозиционных медиа. Существует полная готовность к оказанию организованного сопротивления, включая организацию провокаций. В этих условиях штурм здания оппозиционной партии крайне неразумен и содержит неоправданно высокие риски. У полиции нет опыта проведения операций такого типа в закрытых зданиях, что увеличивает риски проведения операции. Можно с уверенностью сказать, что будут очень многие случаи превышения силы. Все хорошо понимают, что в таких условиях проведение спецоперации в офисе оппозиционной партии не будет расценено как пропорциональные действия, за чем последует крайне жесткая международная реакция.
Полагаю, что в сложившейся ситуации существует высокая вероятность того, что операция по задержанию Мелия окажется безуспешной, и вывести его из здания без причинения вреда присутствующим не удастся. В случае неправильного проведения операции по задержанию Мелия мы сделаем его героем и дадим ему политическое преимущество, которого у оппозиции сегодня просто нет. Одновременно нет никакой необходимости в том, чтобы задержание Мелия произошло немедленно — сегодня или даже завтра. Я думаю, нам всем нужно быть более ответственными и разумными. Исполнение решения суда должно осуществляться обдуманно, с правильным управлением рисками и соблюдением принципа пропорционального применения силы. Я выражаю эту позицию как премьер-министр, который несет ответственность за действия исполнительной власти, включая Министерство внутренних дел. Соответственно, задержание должно произойти тогда, когда риски правильно обдуманы и минимизированы».
Его позицию поддержала на то время глава Минюста, вице-премьер Тея Цулукиани, глава правительства Аджарии Торнике Рижвадзе и некоторые депутаты парламента от «Грузинской мечты». Вот некоторые из реакций:
- Тея Цулукиани: «Полностью согласна».
- Созар Субари: «100%! Именно об этом я сегодня думал».
- Вано Мачавариани: «Однозначно правильное решение».
- Торнике Рижвадзе: «Абсолютно!»
- Майя Цкитишвили: «Мою позицию по поводу задержания я высказывала и раньше».
Что произошло 18 февраля 2021 года?
В ночь на 18 февраля 2021 года сотни сторонников оппозиции собрались в центральном офисе ЕНД в Тбилиси, обещая «физически защищать» Мелия. МВД анонсировало, что должно задержать его, чтобы исполнить решение суда, который ужесточил меру пресечения оппозиционеру по делу об организации массовых беспорядков во время «ночи Гаврилова» — протестной акции на Руставели 20 июня 2019 года.
Но утро началось не со штурма офиса, а с брифинга Гахария – он объявил, что уходит в отставку. Причиной политик назвал разногласия с командой по поводу задержания Мелия.
Спустя всего несколько дней, 23 февраля, офис ЕНД все же штурмовали, а Мелия задержали, но приказ отдавал уже новый премьер Ираклий Гарибашвили.
Что говорит Гахария спустя четыре года?
О причинах своей отставки Гахария рассказывал сегодня на заседании следственной парламентской комиссии. «Грузинская мечта» создала ее, рассчитывая изучить все возможные преступления оппозиции и в перспективе запретить своих политических оппонентов.
По словам Гахария, отставка была связана не с тем, что он был против ареста Мелия, а с тем, что основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили «взял этот процесс в свои руки от начала до конца». Экс-премьер утверждает, что однопартийцы быстро изменили позицию и не поддержали его, потому что Бидзина сказал им «отойти в сторону».
«Моя отставка была вызвана не тем, что нам не следовало задерживать Мелия, моя отставка была вызвана тем, что ни вам, ни гражданам Грузии не нужен был премьер-министр во главе с человеком, который месяц назад сказал: «Я ухожу из политики и больше никогда не вернусь», и никому такой премьер-министр не был нужен. Я не уходил в отставку из-за Мелия, это исключено», — заявил Гахария.
Члены следственной комиссии при этом утверждают, что позиция Гахария изменилась после встречи с послом США Келли Дегнан. Гахария, однако, говорит, что американский дипломат не призывала его отказаться от задержания оппозиционера.
Форум