После того, как 28 мая парламентское большинство, «Грузинская мечта», преодолело президентское вето на закон об «иноагентах» и окончательно за него проголосовало, президент Саломе Зурабишвили выступила с инициативой провести референдум по этому вопросу. Она предлагает, чтобы граждане Грузии ответили на единственный вопрос: «Вы желаете европейское будущее или российское рабство?»
Согласно Конституции Грузии, по требованию парламента, правительства или не менее 200 000 избирателей президент правомочен назначить референдум по вопросам, определенным Конституцией и законом, в течение 30 дней после поступления требования о его проведении.
В законе также говорится, что референдум – это общенародный опрос путем голосования, который должен проводиться на всей территории Грузии.
Возможно ли проведение референдума в Грузии до полного восстановления территориальной целостности?
На вопрос грузинской службы Радио Свобода отвечает конституционалист Вахтанг Хмаладзе: «Я эту запись [в Конституции Грузии] интерпретирую так: власть должна обеспечить проведение [референдума] на всей территории страны. Но если по объективным данным власть не может провести референдум на оккупированных территориях, тогда он должен быть проведен на остальной территории, где у нее есть такая возможность».
Один из авторов основного закона Вахтанг Хмаладзе в этом ключе вспоминает прецедент 2003 года, когда референдум был проведен вместе с парламентскими выборами, и таким путем было решено сократить число членов парламента от 235 до 150.
Может ли президент единолично решить вопрос о проведении референдума?
Согласно закону «О референдуме», президент назначает референдум указом, «требующим совместной подписи премьер-министра Грузии, кроме случая, когда референдум назначается по требованию правительства Грузии», напоминает Вахтанг Хмаладзе и заключает:
«Если премьер-министр [Ираклий Кобахидзе] не подпишет указ президента, то референдум назначен не будет».
Форум