Спорить можно о многих вещах, но неоспоримо только одно – время течет, и течет очень быстро. Вы только-только спасались от невыносимой жары на пляже, а вот уже пришел новый год.
Когда оппозиция в ноябре начала шумную кампанию с целью вынудить правящую партию выполнить взятое на себя обязательство по поводу изменения избирательной системы, тоже казалось, что времени для этого еще очень много. Но, увы, месяцы пролетели, как один день, и, судя по всему, «Мечта» сумела добиться своей главной цели – тянуть время так, чтобы в один прекрасный день все проснулись, оглянулись по сторонам и поняли, что вносить изменения в избирательное законодательство уже поздно.
Как говорят представители «ГМ», срок возможности осуществления реформы истекает в конце февраля, наверняка оппозиция попытается оспорить эту данность и максимально отодвинуть дедлайн. Но, как ни крути, в феврале, или в марте, или в апреле срок действительно истечет, если принимать во внимание, что выборы состоятся в первые дни октября.
У оппозиции действительно мало времени, но кажется, она этого не осознает. Судя по их поведению, выборы состоятся года через два, а за это время, благодаря возмущенным письмам американских конгрессменов и колким репликам евродепутатов, Бидзина пойдет на уступки и фактически добровольно откажется от власти.
У бидзинистов очень четко сформулированная задача – остаться у власти по меньшей мере до 2024-го, когда пропорциональная система неизбежно отправит «ГМ» в лучший из миров. Судя по всему, решение об отказе от собственного обязательства не было принято с бухты-барахты – проведя пару экспериментов над подопытными грузинами, Великий Гуру понял, что нация спит крепким здоровым сном младенца, и решил, что можно ковать железо пока горячо.
Иванишвили как будто проводит над целой нацией своеобразный стресс-тест, подбрасывая ей все новые и новые сюрпризы, и спрашивает при этом – «Ну как, долго еще молчать будете?» Поскольку большинство спит летаргическим сном и молчит, то у него нет никакой причины не делать то, что он считает нужным. Например, открыто заявить, что «пропорциональная система плоха тем, что в ее условиях в Грузии в парламенте никто не сможет получить большинство» – фактически признавая, что не располагает в стране рейтингом, достаточным для победы в нормальных конкурентных условиях.
Но у «ГМ» есть одно неоспоримое преимущество, благодаря которому правящая партия может позволить себе прикрывать глаза на неблаговидную реальность. Будучи во власти, она имеет стойкое «болото» гарантированных избирателей, которые никогда никуда не денутся. Электоральная база партии власти – бюджетники и члены их семей, 10-15% населения, которому во всех углах мерещится вездесущий Миша, ну и плюс – любители халявы, готовые голосовать за любого, кто подарит им ящик картошки. Вся эта толпа, плюс 5%, которые получает партия-сателлит «Альянс патриотов», дают правящей партии гарантированные 40-45%, плюс купленные феодалы-одномандатники, в особенности в регионах.
Все рассчитано на то, чтобы с применением минимального насилия прогнуть под себя целую страну уже в 2020 году, прежде чем в 2024-м окончательно попрощаться, собрать манатки и драпать, куда глаза глядят.
В этой ситуации оппозиция оказывается в полном тупике – ее поддержки на улице достаточно для того, чтобы громко заявить о своем несогласии, но недостаточно для смены власти. Акции протеста, которые начались еще в ноябре, время от времени бывают крупными, время от времени жиденькими, но никогда – грандиозными…
Страна пребывает в состоянии абсолютной прострации, полностью лишена силы воли, и все это – практически без какого-либо откровенного насилия и массовых репрессий. В основе власти Иванишвили – его несметные капиталы, пропаганда, и интриги, из-за которых рано или поздно у всех опускаются руки и пропадает желание вообще что-то делать. «Мечта» – это болото, которое засасывает всех, кто к нему прикасается.
«ГМ» не стремится увеличить количество сторонников – им хватает и своих, и главная задача власти – чтобы на выборы не пришли их потенциальные противники. Чем меньше народу явится на выборы, – тем лучше.
В этой ситуации громко звучат голоса пламенных революционеров, которые утверждают, что выборы не имеют смысла и «мечтатели» уйдут только с помощью революции. Вот объясняешь им, что мирная революция возможна только в том случае, если у власти вообще не будет ни одного сторонника – как это было с Шеварднадзе в Грузии. Когда почти половина страны против вас – нечего и думать о том, что вы можете плюнуть на них и сделать все по своему разумению. Но нет – видят, что оппозиция не может собрать больше 15 000 человек, нация спит, лишена воли к сопротивлению, обездвижена, – но все еще продолжают жить пустыми лозунгами о народе, который жаждет изменений.
Мне кажется, мы живем в разных странах.
Словом, куда не брось взгляд – везде тупик: выборы по нынешней системе – тупик, массовые народные выступления, «всеобщее неповиновение» – туфта для идеалистов, которые не могут отличить реальность от их желаний.
Совсем смешно звучат слова о том, что оппозиционные партии придут к соглашению об общих кандидатах в мажоритарии. Это только человек, который не ничего не смыслит в грузинской политике, может поверить в то, что наши оппозиционеры, представляющие преимущественно маленькие домашне- корпоративные партейки, смогут о чем-то договориться. Не бывать этому – крупные партии будут говорить мелким, что они никто и звать их никаких, мелкие будут традиционно выть по поводу девяти ужасных лет, и в итоге все останутся при своем – в том числе – Бидзина у власти, а оппозиция – на задворках.
Выскажу сейчас крамольную мысль: в условиях острого цейтнота и неспособности собрать огромную, а потому опасную для власти массовку оппозиция должна понять, что игра закончена – времени на серьезные изменения почти не осталось. Все чаще высказываемые идеи о необходимости бойкота выборов – довольно нелепы, поскольку в Грузии было немало бойкотов выборов, и в конечном итоге всегда это заканчивалось в пользу власти и во вред оппозиции.
Мой вам добрый, дружеский совет – хватит идти на поводу у эмоций, мы сейчас все снова стоим перед выбором между плохим и ужасным. Пришло время оппозиции принять предложение власти о снижении числа одномандатников с 73 до 50.
Вам может показаться, что это ничего не значит, но на самом деле очень даже значит: в парламенте будет на 23 дармоеда меньше.
Дорогие оппозиционеры, вы в тупике, у вас нет другого выбора – соглашайтесь, пока дают. Иначе от вашего упрямства вы же и пострадаете в первую очередь.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции