Придут ли власти и оппозиция в Грузии к согласию по избирательной системе, станет известно до конца недели. Именно столько времени остается для того, чтобы в случае консенсуса в Конституции страны отразились изменения. Назвать дату очередного раунда диалога призвала сегодня послов – посредников процесса, министр юстиции Тея Цулукиани. Комментируя политическую ситуацию в стране, она посоветовала оппозиции дождаться весны и первых фиалок.
О быстротечности времени напомнил сегодня оппонентам генсек правящей «Грузинской мечты» Каха Каладзе. Последняя неделя февраля – крайний срок, позволяющий сторонам в случае консенсуса по избирательной системе отразить изменения в Конституции.
Правящая сила и оппозиция уже несколько месяцев при посредничестве послов ЕС и США пытаются отстоять каждая свою избирательную модель. Кризис возник после того, как в ноябре прошлого года «Грузинская мечта» провалила реформу избирательной системы, подразумевающую переход страны от мажоритарно-пропорциональной к полностью пропорциональной системе.
Начавшийся после этого процесс переговоров между властями и оппозицией остановился на пятом раунде, который не состоялся из-за бойкота оппозиции. На такой шаг оппоненты власти пошли после того, как был задержан один из оппозиционных лидеров Гиги Угулава.
Сегодня генсек «Грузинской мечты» Каха Каладзе напомнил оппозиции, что временное окно возможностей для конституционных поправок истекает:
«Мы готовы к диалогу, на нем должно решиться, какая модель избирательной системы будет в стране. Если соглашение не состоится, не будет найден консенсус, тогда выборы осенью пройдут по существующей системе».
Менять свою позицию не собираются в стане оппозиции. Требования остаются прежними: освобождение из заключения оппозиционных лидеров, которых они считают политзаключенными, и внедрение пропорциональной избирательной системы. Говорит один из лидеров «Европейской Грузии» депутат Серги Капанадзе:
«Все зависит от Иванишвили. Для приостановления диалога он прибег к задержаниям по политическим мотивам. Параллельно он сорвал диалог своим нерелевантным предложением увеличить количество депутатов по пропорциональным спискам до 100 и сократить число мажоритариев до 50. Если он хочет возобновления диалога, очень ясно, что нужно сделать».
Судя по заявлениям представителей оппозиции, они активно разрабатывают план «Б» – выступить едиными списками в мажоритарных округах, в случае если не удастся добиться от власти компромисса. Об этом сообщила лидер партии «Единая Грузия – демократическое движение» Нино Бурджанадзе:
«Если власти пойдут на уступки, то в этом случае может быть уже не будет необходимости в согласовании единого списка по мажоритарным кандидатам. Если власти допустят глупость и не пойдут на уступки, у оппозиции не останется другого пути, как скоординировать свои действия».
Тем не менее власти продолжают призывать оппозицию сесть за стол переговоров для рассмотрения лишь предложенной ею модели. Сегодня министр юстиции Тея Цулукиани напомнила, что эти встречи были организованы послами ЕС и США, соответственно, и от них министр ждет действий:
«Инициаторами диалога были послы, наши друзья. Мы, в том числе и я, как одна из участниц переговоров, ждем от них названия даты, чтобы этот диалог или с успехом завершился, или просто закрылся, а если не закрылся, чтобы просто сказать, что мы делаем после этого».
О важности диалога между властью и оппозицией западные партнеры говорят все это время, но еще на прошлой неделе посол ЕС в Грузии Карл Харцель с сожалением отмечал, что между противоборствующими сторонами сблизить позиции сложно, из-за чего и оттягивается оглашения даты очередного раунда.
Все больше людей склоняются к мнению, что выборы в октябре пройдут по существующей смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. Поэтому грузинских журналистов больше интересуют традиционные правительственные изменения перед выборами и партийные списки правящей силы. Чаще всего отставку пророчат премьер-министру Георгию Гахария. Но он каждый раз пытается отмахнуться от вопроса или ответить на него шуткой, а то и вовсе советует дождаться наступления весны и «финальной серии». Так он ответил накануне на очередной вопрос журналистов о его отставке. Что имел в виду премьер, сегодня попытались выведать журналисты у министра юстиции Теи Цулукиани. Тея Цулукиани тоже прибегла к шутке:
«Когда Георгий говорил: «дождемся весны», он, наверное, имел в виду, что дождемся весны и расцветет фиалка».
Журналистов также интересовало, намерена ли министр, ранее обещавшая активно включиться в избирательную кампанию, сдержать свое слово. Четкого ответа не было и здесь:
«Не знаю, интересует вас правда или нет, но буду ли я в списке, буду в Министерстве или дома, или где-то еще – я не знаю. И это правда».
У правящей силы нет повода сильно беспокоиться, об этом свидетельствуют и последние социологические опросы, проведенные по заказу «Мтавари архи». Согласно им, за «Грузинскую мечту» высказываются 39% опрошенных. На втором месте оппозиционная партия «Национальное движение» – 29%. И лишь в случае объединения 55% опрошенных готовы проголосовать за прозападные оппозиционные силы. Но достичь такого единства оппозиционному спектру в Грузии еще никогда не удавалось.