Сегодня я побывал на заседании Сухумского городского суда, которое началось и в тот же день закончилось принятием судебного решения. Этот процесс не привлек внимания широкой общественности, но представляется весьма характерным и поучительным, неслучайно в зале суда присутствовала известный в Абхазии публицист и гражданский активист Надежда Венедиктова.
В свое время, лет 10-20 назад, так называемые жилищные тяжбы вызывали большой общественный резонанс. А в преддверии судебных разбирательств страницы некоторых газет были буквально забиты изложением позиций сторон. (Многие граждане по инерции мышления советских лет наивно полагали, что печатное слово решит спор в их пользу, но потом, как правило, натыкались на такую же и похлеще печатную «оборотку» в той же, а чаще в другой газете.) Но поскольку, как выразился кто-то в кулуарах сегодняшнего суда, «трофейное жилье» уже давно закончилось, подобные судебные процессы и полемика в СМИ на эту тему перестали быть актуальными.
И вот сегодня пришлось столкнуться с неким отголоском бушевавших жилищных тяжб, причем отголоском весьма прецедентным. Председательствующая судья Сария Миканба, открывая заседание, сообщила:
«Подлежит рассмотрению заявление о пересмотре решения Сухумского городского суда по делу №2/219 от 20 января 2010 года по вновь открывшимся обстоятельствам».
Заседание суда назначалось и ранее, но откладывалось из-за неявки в суд представителей домоуправления и администрации Сухума. Не явились они и на этот раз, и поэтому судья заявила:
«Суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, но не явившихся на судебное разбирательство».
Адвокат подавшей заявление в суд Нателы Алания Аида Барциц в своем выступлении процитировала решение городского суда почти десятилетней давности:
«Заявление от жилуправления администрации города Сухума о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворено в полном объеме. Суд решил: одну четвертую долю дома 11/43 по улице Имама Шамиля в городе Сухуме признать бесхозяйной и передать в муниципальную собственность государства. Указанное решение вступило в законную силу. Считаем, что имеются обстоятельства, предусмотренные статьей 380 Гражданского процессуального кодекса, которые являются основанием для пересмотра решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам. А именно: согласно свидетельству о праве наследования по закону от 7 марта 1989 года, Алания является собственником одной четвертой доли домовладения, расположенного по адресу: город Сухум, проспект Мира, 143, на участке 542 квадратных метра. 24 января 2017 года Алания подарила принадлежащую ей на правах собственности долю указанного домовладения, что подтверждается договором дарения, имеющимся в материалах дела. В связи с тем, что в настоящее время по непонятной причине гражданин Ашуба Эшсоу обозначает себя собственником указанной доли домовладения, Алания обратилась за консультацией к адвокату, из ответа на запрос которого ей стало известно, что решением суда принадлежащая ей доля домовладения была признана бесхозяйной и передана в муниципальную собственность государства. «4 мая 2010 года Ашуба был выдан ордер, а 6 сентября 2010 года заключен договор купли-продажи доли домовладения. Алания крайне удивлена данным фактом, поскольку ни о чем этом ей не было известно. При сборе необходимых документов для заключения договора дарения Алания были получены из БТИ администрации города Сухума все документы, подтверждающие, что она на 24 января 2017 года является собственником данного жилья. Она проживала в городе Сухуме Республики Абхазия, оплачивала налог на землю до 2017 года».
Свидетель Георгий Фитозов, сосед Алания по упомянутому домовладению, сказал в суде, что Натела Алания с супругом получили перед войной квартиру в Новом районе Сухума и переехали туда. И продолжил:
«Но эта часть дома всегда оставалась их. И они после войны... я же видел их... постоянно приходили, чистили, убирали, общались».
Еще двое свидетелей также подтвердили, что они как соседи все послевоенное время видели эту семью, когда та приходила в дом, общались с ними. Но в 2017 году постаревшие супруги, которым стало трудно ухаживать за частью домовладения, оформили дарственную на Джульетту Карапетян. Когда же семья той начала приводить ее в порядок, ремонтировать крышу и так далее, оформивший данную недвижимость на себя девять с лишним лет назад, но не пользовавшийся ею Эшсоу Ашуба увидел это и обратился к властям с жалобой. Ведь место действительно очень привлекательное – между рынком и берегом моря, в «двух шагах» от обоих и с земельным участком.
Суд выслушал выступление адвоката Аиды Барциц, но на этом прения сторон закончились, так как другая сторона на процесс не явилась.
Суд удалился в совещательную комнату, а затем Сария Миканба огласила решение:
«Удовлетворить заявление Алания Нателы Давидовны о пересмотре решения Сухумского городского суда о признании четвертой доли домовладения бесхозяйным... На определение может быть подана частная жалоба в течение десяти дней в Сухумский городской суд».
Присутствовавшие в зале болельщики за Нателу Алания встретили этот вердикт аплодисментами. Но это еще далеко не конец тяжбы. Ведь пока Эшсоу Ашуба не вступал в борьбу и в этом процессе участия не принимал.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия