Accessibility links

«У Грузии были шансы вести цивилизованный диалог»


Вячеслав Гобозов называет 23 ноября днем защитника Отечества, потому что «в этот день мы впервые защищали себя, не империю, не Советский Союз или кого-то, а себя»
Вячеслав Гобозов называет 23 ноября днем защитника Отечества, потому что «в этот день мы впервые защищали себя, не империю, не Советский Союз или кого-то, а себя»

На этой неделе в Южной Осетии отметят 30-ю годовщину событий 23 ноября 1989 года. В этот день многотысячная колонна из Грузии была остановлена на въезде в город Цхинвал. Именно этот день считается началом противостояния с Тбилиси. В медиа-центре «Ир» сегодня собрались очевидцы тех событий.

«Началом войны Грузии против Южной Осетии» эта дата стала не сразу, вспоминают участники круглого стола. Это сегодня 23 ноября объявлен выходным, и в этот день в Южной Осетии отмечается День мужества и народного единства. А мужества тогда требовалось немало, говорит ведущая круглого стола Ирина Гаглоева. Народу Южной Осетии приходилось выступать и против своей номенклатуры, советского руководства, которые ни в какой конфликт не верили. В отличие от Грузии, где «неформалитет» и «формалитет» выступали одним фронтом, говорит Гаглоева:

«Партийные органы тогда очень не рекомендовали нам ходить туда, к въезду в город. Я сама тогда работала в обкоме комсомола. Сегодня меня вдруг осенила мысль, а что бы было, если бы мы оказались послушными и не пошли туда? Какая сила нас заставила всех пойти и отстоять свой город? Все, кто посчитал своим гражданским долгом в этот день быть там, где враг рвался в город, на нашу землю, – это все очень достойные люди», – говорит Ирина Гаглоева.

«У Грузии были шансы вести цивилизованный диалог»
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:17 0:00
Скачать

23 ноября – это самая недооцененная дата в новейшей истории Южной Осетии, считает политолог Вячеслав Гобозов. Он называет его днем защитника Отечества, потому что «в этот день мы впервые защищали себя, не империю, не Советский Союз или кого-то, а себя». Еще это день окончательного избавления от иллюзий, отмечает он.

10 ноября 1989 года Совет народных депутатов ЮОАО принял решение о повышении статуса автономии до республики, опять же в составе ГССР. Тбилиси на это отреагировал болезненно и неадекватно, хотя, считает Вячеслав Гобозов, «у Грузии были шансы вести цивилизованный диалог»:

«В принципе, 10 ноября и 23 ноября были моментами выбора для Грузии, куда она пойдет? Даже не куда она пойдет, с этим все было ясно, какими путями она собирается идти к своей независимости. У них был опыт 20-го года, когда Грузия споткнулась о Южную Осетию и Абхазию, и после этого произошла советизация Грузии. 10 ноября Южная Осетия дала Грузии возможность доказать, что она умеет вести цивилизованный диалог. Ведь тогда очень многие автономии в СССР повышали свой статус. Ничего сверхъестественного Южная Осетия тогда не предложила. Случилось то, что не прошло и трех дней, как президиум Верховного совета Грузинской ССР отменил это решение Юго-Осетинской автономной области. И грузины не поняли, что тем самым они сделали свой выбор. Тем самым Южной Осетии стало понятно, что ни о каком цивилизованном диалоге с Грузией речи быть не может».

Депутат парламента Давид Санакоев сравнил нынешнюю ситуацию в Южной Осетии с теми годами:

«Если вы посмотрите кадры работы первого парламента, вы увидите переполненный зал, все сидят в шапках, бушлатах, там холодно, но там идут жаркие споры, дискуссии о том, как должна развиваться наша страна. Это были не решения, продиктованные кем-то. Они были продиктованы временем, во-вторых, были основаны на интересах народа, который пытается отстоять свое развитие, независимость, свою безопасность. Чем больше мы будем сами себя уважать, тем больше нас будут уважать и другие. К сожалению, сегодня есть недостаток уважения и, прежде всего, уважения самих себя».

Давид Санакоев напомнил и то, что во время работы первого парламента в зал заседаний приходили все желающие, все принимали участие в дискуссиях, по всей видимости, намекая на ставшую популярной в последнее время практику проведения закрытых заседаний в законодательном органе. Но он пожурил за это гражданское общество, которое не слишком активно.

Думать над проблемами предложил Тимур Цхурбати, который 23 ноября 1989 года стоял в первом ряду ребят, остановивших грузинских демонстрантов. Он рассказал, как через несколько часов после напряженного ожидания в грузинских рядах запели, и спели хорошо. Это, говорит Цхурбати, очень подавило осетинскую сторону, потому как ответить таким же пением не могли. После одержанной физической победы осетин могло постигнуть моральное поражение. Тогда один из осетин наколол на длинную палку купюру и протянул ее грузинам со словами: «Повторите там!»

«Думайте, и все решаемо! Вот этот же парень показал 50-тысячной толпе их уровень – шуты гороховые. Думайте! Вот, что я хотел сказать».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG