Процесс установки ограждений, т.н. бордеризация, в селе Гугутианткари не возобновляется уже второй день. Впрочем, представители антиоккупационного движения «Сила в единстве» предполагают, что российские пограничники опасаются находящихся на месте международных наблюдателей и местных правоохранителей.
Возле нескольких столбов, установленных в селе Гугутианткари 7 августа, с утра собрались представители Евросоюза, правоохранители, журналисты. Эти столбы, как утверждают члены антиоккупационного движения «Сила в единстве», должны были стать частью искусственного ограждения, которое перекрыло бы доступ местному населению к их угодьям. На протяжении всего дня на территории неподконтрольной официальному Тбилиси, близ недостроенных искусственных барьеров, передвигалась тяжелая техника, впрочем, процесс «бордеризации» сегодня не продолжился. Возможно, это произошло именно из-за присутствия здесь международных наблюдателей и местных правоохранителей, говорит лидер антиоккупационного движения «Сила в единстве» Давид Кацарава:
«Для того чтобы («бордеризация») не продолжилась, я считаю, необходимо максимальное включение всего общества, наши власти обязательно должны активизироваться, использовать любые рычаги. Необходимо ограничить возможность передвигаться здесь и продолжить «бордеризацию» русским оккупантам. Мы можем говорить об успешном случае, когда в Атоци была остановлена «бордеризация» аналогичного типа. Соответственно, мы можем использовать этот опыт и не дать возможности русским оккупантам продолжить этот процесс».
Кацарава говорит о событиях ноября 2018 года, когда российские пограничники начали устанавливать в селе Атоци металлические ограждения. Завершить начатое им не удалось, рассказывает корреспондент грузинской службы Радио Свобода Гога Апциаури:
«В Атоци этот процесс начался раньше. Там начали устанавливать такие же столбы. Однако активизировалось антиоккупационное движение. Гражданские активисты разбили там палатку, начали патрулировать территорию. И процесс не продолжился. Но мы постоянно видели там вооруженных людей. Антиоккупационное движение и сейчас предлагает создать гражданские патрульные группы, чтобы работы (по установке ограждений) не продолжились».
Однако этого недостаточно, говорит Давид Кацарава, власти Грузии должны своевременно и эффективно реагировать на подобные факты, чего не произошло на этот раз. О начале установки искусственных ограждений в Гугутианткари стало известно из соответствующих сообщений, опубликованных местным населением в социальных сетях, говорит Кацарава, лишь после этого о возобновлении процесса «бордеризации» сообщил МИД Грузии. Причем поднимать очередную «шумиху» власти явно не желали, на что указывают заявления некоторых местных жителей, не побоявшихся сказать вслух, что им запретили общаться с журналистами:
«Я не знаю, почему они не хотят этого, сказали, что нельзя. Почему – должны знать люди из правительства, а я не знаю почему».
Не удалось толком пообщаться с местными и Гоге Апциаури:
«Я лично, на протяжении дня просил у нескольких людей дать мне комментарий, только двое со мной поговорили. Остальные отвечали, что ничего не знают, ничего не могут сказать. Я знаю, что некоторые журналисты общались с человеком, чей дом находится на той территории, где устанавливали ограждение. Как мне потом передали журналисты, он сказал, что ему запрещают общаться с ними».
Между тем, как говорит Апциаури, новые ограждения могут отделить от контролируемой центральным Тбилиси территории несколько домов. Сейчас в них никто не проживает. Однако на этих территориях находятся и сельскохозяйственные земли, лишившись которых население потеряет урожай.