Абхазия встречает туристов не только курортной атмосферой, но и неожиданными трудностями: нехватка бензина на заправках вновь ставит водителей в очереди и вынуждает пересматривать планы поездок. Дефицит бензина вновь показал, насколько регион зависим от Москвы и как внешние факторы могут мгновенно отразиться на повседневной жизни жителей и гостей Абхазии.
Дефицит бензина: очереди и закрытые заправки
Уже несколько дней на некоторых абхазских заправках висят таблички: «Закрыто. Топлива нет!». Нет бензина в частности и на АЗС компании «Азид» и заправках государственного предприятия «Абхазтоп».
На заправочных станциях компаний «Роснефть» и «Подорожник» (принадлежит российскому бизнесмену, экс-главе «Роснефти» Эдуарду Худайнатову), бензин пока отпускают в обычном режиме. Там и собираются большие очереди. Пользователи соцсетей публикуют фотографии, где машины стоят в несколько рядов. «Топливный коллапс в Абхазии», — подписывают фотографии местные паблики.
Топливный кризис в Абхазии — явление не новое. К примеру, в 2024 году правительство России дало «Роснефти» эксклюзивное право на экспорт топлива в оккупированные регионы. В результате большинство заправок в Абхазии либо закрылись, либо не могли функционировать из-за нехватки топлива.
Официальные ведомства и владельцы топливных компаний между тем призывают не паниковать. По их словам, топливного кризиса в Абхазии нет — речь идет лишь о сезонных проблемах с поставками. Гендиректор компании «Апсны-Ойл» Олег Лакоба пояснил, что на импорт топлива влияют логистические трудности:
«Каждый год летом в Абхазии мы наблюдаем либо ажиотажный спрос, либо какие-то перебои с поставками топлива. Это, безусловно, вызвано тем, что очень загружен северо-кавказский сегмент российской железной дороги. И учитывая то, что мы получаем все это топливо посредством железнодорожных поставок — не всегда вовремя приходит заказанное и оплаченное топливо», — сказал он в интервью «Сочи 24».
В Минэнерго Абхазии уверяют: ситуация под контролем. Министр энергетики Батал Мушба пообещал, что уже в ближайшие дни в Абхазию прибудет новая партия топлива:
«Мы рассчитываем, что дополнительный объем в 700 тонн, который должен зайти буквально через несколько дней, может, завтра, поможет нам снять острый дефицит, возникший у некоторых участников топливного рынка».
Кроме того, по его словам, уже заключен контракт на следующую партию — она будет вдвое больше нынешней.
Мушба также подчеркнул, что все нефтепродукты поступают в Абхазию из России, а в курортный сезон логистика традиционно усложняется. Ситуацию усугубляют и временные проблемы на российских нефтеперерабатывающих заводах. Но правительства России и Абхазии взаимодействуют на постоянной основе, чтобы избежать усугубления проблемы, сказал он.
Тем временем кабинет министров продлил до 31 августа 2026 года действие временных мер по регулированию топливного рынка. Эти правила позволяют контролировать торговые надбавки и формирование цен на бензин, чтобы избежать резких скачков стоимости и обеспечить стабильность на рынке.
Российский фактор: удары по НПЗ
Истоки проблем с топливом в Абхазии находятся в России. Там вновь разгорается бензиновый кризис, и а эксперты предупреждают — в 2025 году ситуация может оказаться сложнее и продолжительнее, чем в прошлые годы.
«Объективные проблемы с топливом, о которых честно рассказали в Минэнерго Абхазии — явление временное. Понятно, что нефтепродукты наша республика импортирует из России, поэтому мы естественным образом привязываемся к потенциальным накладкам. Усложнение логистики в результате турсезона и периодические налеты украинских дронов на российские НПЗ — из этой оперы», — пишет абхазский телеграм-канал «Insider Абхазия».
Причины кризиса связаны с целым рядом факторов, среди которых важнейший — российско-украинская война. Логистические сбои, перегруженные железные дороги, а главное, массированные удары украинских беспилотников по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) — все это создало взрывоопасную ситуацию.
Как пишет старший научный сотрудник Берлинского центра Карнеги Сергей Вакуленко, бензиновые кризисы в России случались и раньше — в 2011, 2018, 2021 годах. В 2023-м проблему спровоцировали попытки правительства сбалансировать бюджет, сократив компенсации нефтяникам. В 2024 году рынок был относительно стабилен, но именно тогда начались первые удары дронов по нефтеперерабатывающим заводам. А в 2025 году украинская сторона перешла к массированным атакам, цель которых — не просто снизить объемы производства, а вывести заводы из строя на месяцы, пишет исследователь.
«К середине августа 2025 года в России оказались повреждены Ухтинский, Рязанский, Саратовский и Волгоградский НПЗ, а также все три завода Самарской группы (Сызранский, Новокуйбышевский и Самарский). Кроме того, атакам регулярно подвергаются заводы Ростовской области и Краснодарского края.
Ухтинский НПЗ не слишком важен для обеспечения внутреннего рынка. <...>. Что касается заводов Краснодарско-Ростовского кластера — Славянского, Ильского, Новошахтинского и Афипского, — то они ориентированы на производство нефтепродуктов на экспорт», — пишет Сергей Вакуленко.
Особенно опасна ситуация, как говорит эксперт, на линии от Рязани до Волгограда. Это — своеобразная топливная артерия страны.
«К западу и юго-западу от этой дуги нет ни одного крупного НПЗ, снабжающего внутренний рынок, зато там проживают десятки миллионов россиян и находятся основные сельскохозяйственные угодья, регионы летнего отдыха и маршруты подъезда к ним из центра страны», — отмечает Вакуленко.
По данным S&P Global, только за последнюю неделю августа удары дронов вывели из строя НПЗ общей мощностью переработки около 1,5 миллиона баррелей в сутки. Эксперты предупреждают: ситуация усугубляется пиковым сезоном. Лето — время отпусков и сбора урожая, а значит, спрос на топливо растет. У независимых игроков рынка запасов почти не осталось, и в ближайшие недели цена на бензин может взлететь еще выше.
Политическая плоскость: обвинения и спекуляции
Топливная проблема в Абхазии перестала быть просто экономическим вопросом — она превратилась в политическую. Оппозиционные и лояльные власти Telegram-каналы обрушились друг на друга с обвинениями. Источники, близкие к власти, считают недовольство граждан понятным, но призывают оппозицию не превращать ситуацию в политический спектакль.
«Она, видимо, таким образом хочет ухватиться на громкий инфоповод ради дестабилизации в своих политических интересах. Уже в ближайшие дни в республику зайдет около 700 тонн, которые и закроют внеплановый дефицит. Проблема на этом будет полностью исчерпана. Любые альтернативные спекуляции здесь направлены исключительно на манипулирование общественным мнением — не более того. Форс-мажоры случаются — важно то, как на них реагировать. И официальный Сухум сделал абсолютно все, что мог для успешного решения вопроса. Остается только дождаться», — пишет телеграм-канал «Insider Абхазия».
Другой канал «Sovmin» и вовсе обвиняет в сложившемся кризисе оппозицию, в частности Адгура Ардзинба, который стоял во главе ноябрьских протестов, завершившихся сменой власти:
«Ситуация сложилась по объективным и независящим от Абхазии причинам. Если оппозиция этого не понимает, то либо ее интеллектуальный ресурс катастрофически скуден, либо она просто сознательно пытается ввести в заблуждение собственный народ для использования его недовольства в своих целях. И да, про «энергетический кризис впереди». Клоуны, в прошлый раз до него довели именно вы своим горе-путчем. На этот раз больше такой сценарий не прокатит — Москва и Сухум заранее урегулировали этот вопрос в ходе курортного сезона. К выборам у вас ничего не получится».
Оппозиционные каналы, напротив, видят в происходящем системные проблемы. Они критикуют власти за слабое управление и неспособность прогнозировать потребление топлива в курортный сезон.
«Как фестивалить вы умеете — мы уже видели. А вот с решением кризисных задач как? И не забывайте, впереди еще и энергетический кризис», — передает телеграм-канал «Республика».
В «Нужной газете» настроения схожие. Там считают, что в Минэкономики не умеют прогнозировать потребление топлива, а правительство действует реактивно, «живя по факту»:
«Так и существуем надеясь на будущее и не понимая, что день грядущий нам готовит. <...>. Не устаю удивляться, как наши чиновники свою неудовлетворительную работу все время списывают на какие-то обстоятельства. <...>. Почему так происходит? Наверное потому, что в стране нет хозяина, который думает, прогнозирует, заботиться о людях и освобождает от должности тех, кто не справляется со своими прямыми обязанностями. Бесхозные и мы, и наша страна».
Абхазский топливный кризис еще раз показал, насколько сильна зависимость самопровозглашенной республики от ситуации в России. В ближайшие недели поставки топлива могут стабилизировать ситуацию, но если атаки на российские НПЗ продолжатся, вероятно, Абхазию ждет очередная волна дефицита.
Форум