Насколько вовлечены представители этнических меньшинств в общественно-политические процессы в Грузии? Сегодня этот вопрос обсуждали участники круглого стола.
Участие этнических меньшинств в процессе принятия решений в Грузии является довольно низким и проблематичным. Народный защитник Нино Ломджария подняла в рамках прошедшего сегодня круглого стола проблему вовлеченности представителей разных национальностей, проживающих на территории Грузии, в общественно-политические процессы в стране. Во встрече приняли участие члены Совета этнических меньшинств, а также госминистр по вопросам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили. При этом, по словам Нино Ломджария, обсуждение интеграции этнических меньшинств проходит уже на протяжении многих лет, но процесс не сдвинулся с места:
«Участие этнических меньшинств в процессе принятия решений в Грузии является довольно низким и проблематичным. Даже в докладе о правах человека за 2018 год мы говорим о том, что в тех регионах, где компактно проживают этнические меньшинства, они, к сожалению, не встречаются на управленческих должностях как на уровне самоуправления, так и на региональном уровне. Низким является представительство этнических меньшинств и в муниципалитете столицы. Мы знаем, что этнические меньшинства составляют 10% от числа жителей Тбилиси, но они не представлены в городском собрании и также очень пассивно их представительство в парламенте».
Как отметила омбудсмен, за последние годы были сделаны определенные шаги для интеграции этнических меньшинств в общественную жизнь. Это касается как учебных программ, так и начатой недавно программы стажировки. Но вопрос в том, насколько эффективно проходят эти программы и что еще нужно сделать.
«Важно не топтаться на одном месте, так как мы говорим об этих вопросах годами, и нужно искать более эффективный выход», – отметила Народный защитник.
Со своей стороны, государственный министр по вопросам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили утверждает, что вовлечение этнических меньшинств в жизнь страны является одним из самых приоритетных направлений ее ведомства. По словам госминистра, важно, что существует межведомственная комиссия по вопросам гражданской интеграции, и у нее есть интересные результаты в этом направлении:
«Сегодня мы говорим об одном их самых приоритетных направлений: как усилить участие представителей этнических меньшинств в жизни нашей страны, общественной жизни? Это в первую очередь подразумевает укрепление позиций представителей этнических меньшинств, их навыков, в том числе, улучшения уровня знания государственного языка. Естественно, мы говорили о существующих вызовах, однако в то же время о тех шагах, которые государство предприняло в течение последних нескольких лет. Например, о том, что в регионах, компактно населенных этническими меньшинствами, заработали специальные Общественные консультативные советы, где у населения есть возможность участвовать в планировании политики, задавать вопросы и выражать мнения на уровне местного самоуправления».
Кроме того, по словам Цихелашвили, около полутора лет назад государство начало очень важную программу стажировки для студентов – представителей этнических меньшинств, пользующихся Образовательной программой 1+4 (Программа, по которой абитуриент имеет право сдать экзамен в высшее учебное заведение на родном языке, а затем в течение года усиленно изучать грузинский язык для последующего перевода на основной факультет, где занятия ведутся на государственном языке.) Для них, заверяет госминистр, открыты двери всех государственных ведомств, чтобы студенты разных национальностей укрепили свои навыки, повысили компетенцию, получили опыт и предприняли первые шаги в профессиональной жизни.
Тем не менее картина далеко не радужная. В мае 2019 года Институт социальных исследований и анализа при поддержке Фонда «Открытое общество – Грузия» опубликовал результаты исследования об участии представителей этнических меньшинств в политической жизни страны. Согласно докладу, этнические меньшинства, проживающие в Грузии, больше всего доверяют своим религиозным организациям. А вот госструктуры, за исключением полиции, особым доверием не пользуются. Среди аутсайдеров – существующие в Грузии политические партии, парламент, правительство и президент. При этом на уровне центральной власти самое пропорциональное представительство этнических меньшинств было зафиксировано в парламенте 2016 года созыва. Они были представлены 11 членами, что составляет 7,3% от общего количества депутатов.
Интересно также, что в грузинском политическом пространстве нет политических партий, выражающих интересы этнических меньшинств, нет также практики квотирования, которая бы поощрила членство в партиях представителей этих групп. Около 70% респондентов либо не слышали, либо отрицают сотрудничество партий с этническими меньшинствами в каком-либо контексте. И лишь 12,6% респондентов заявило, что доверяет политическим партиям.
С точки зрения функционирования местного самоуправления в восьми муниципалитетах (Гардабани, Марнеули, Болниси, Дманиси, Цалка, Ахалцихе, Ахалкалаки, Ниноцминда), в которых проживает большая часть этнических меньшинств, в среднем на 800 грузин там имеется один представитель в городском собрании, тогда как у армян соотношение – один на 1100 человек, а у азербайджанцев – один на почти три тысячи. Опрос также показал, что в течение двух лет только 14 с половиной процентов респондентов обращались к местным органам власти для урегулирования какой-либо проблемы. Средний показатель индекса владения государственным языком наиболее высок среди кистинцев (22 из 25 баллов), затем среди осетин со средним баллом 21. У армян это показатель равен 10 с половиной баллам, у азербайджанцев – 9,67.
Результаты исследования, по словам специалистов, являются по факту первым всеобъемлющим отчетом об участии этнических меньшинств в общественно-политической жизни Грузии.