МВД Грузии задержало одного из главных фигурантов дела об убийстве на улице Хорава – Михаила Каландия. Заза Саралидзе, отец убитого школьника, требовал и ждал этого момента более года. Впрочем, это еще далеко не конец, считает он.
«Все это время МВД разрабатывало версию о возможном участии Михаила Каландия в убийстве Давида Саралидзе», – специальный брифинг заместитель министра внутренних дел Владимир Борцвадзе начал именно с этих слов. Как заявил замминистра, окончательно убедиться в верности взятого ими направления помог вердикт апелляционного суда, вынесенный накануне. Суд постановил, что признанный виновным в групповом убийстве Давида Саралидзе – Г.Дж. совершил преступление вместе «с другим неустановленным лицом». По версии следствия, это лицо – Михаил Каландия:
«После того как первая инстанция вынесла приговор, мы добыли доказательства, которые укрепили подозрения в том, что Михаил Каландия был соучастником убийства (Давида Саралидзе). Решение апелляционного суда, вынесенное 3 июня 2019 года, согласно которому Г.Дж. был признан виновным в совершении группового убийства Давида Саралидзе, еще раз подтвердило, что следствие в рамках выделенного дела было проведено МВД верно. Соответственно, 4 июня Министерством внутренних дел по обвинению в совершении группового убийства при отягчающих обстоятельствах задержан Михаил Каландия».
Родные Каландия между тем настаивают на его невиновности и говорят, что определенным политическим силам было выгодно его задержание.
«Никаких доказательств нет. Если бы они были, за эти полтора года его разве не задержали бы?» – сказал журналистам отец подростка Тенгиз Каландия.
В этом смысле претензии адвоката семьи Саралидзе – Нестан Лондаридзе – схожие. Она говорит, что не понимает, почему органы ожидали решения апелляционного суда, в то время как в деле были доказательства, указывающие на причастность Каландия к убийству. Сам Заза Саралидзе неоднократно прямо обвинял его, о необходимости расследовать действия этого участника конфликта говорили и Народный защитник, и парламентская следственная комиссия.
Лондаридзе считает, что есть все основания провести более детальное расследование действий Мирзы Субелиани – дяди Михаила Каландия, который на момент убийства на улице Хорава был сотрудником прокуратуры. Он был задержан в июне прошлого года по обвинению в сокрытии информации об убийстве школьников, в марте суд признал его виновным и приговорил к 13 месяцам заключения. Впрочем, Нестан Лондаридзе полагает, что помимо того преступления, за которое он отбывает срок и через месяц, кстати, уже выйдет на свободу, – его действия во всем этом деле содержат признаки и других преступлений:
«Мы не можем считать, что дело закончено. Еще на очень многие вопросы должны быть даны ответы. К примеру, служебные преступления: кто и почему так затянул дело и довел его до этого состояния? Если бы речь шла об одной или нескольких ошибках, можно было бы сказать, что была, допустим, проблема с квалификацией или какие-то ненамеренные оплошности. Но здесь целая цепочка, причем не оплошностей, а именно преступных действий, из-за которых дело тянется до сегодняшнего дня, из-за которых встал вопрос отставки главного прокурора, из-за которых поднялся такой общественный протест. И мы только сейчас увидели шаги, сделанные по направлению к восстановлению справедливости. Пока это только шаги, я повторюсь, а не восстановление справедливости».
Начать следствие в отношении Мирзы Субелиани, а также десятка сотрудников правоохранительных органов рекомендовала и парламентская следственная комиссия, которую возглавлял Серги Капанадзе из «Европейской Грузии»:
«Это очень трагический случай, и очень жаль, что все дошло до этого. Поначалу бездействовали правоохранительные органы, потом в дело вмешались конкретные лица, а затем весь этот процесс был политизирован. Я надеюсь, что наши коллеги из большинства, которые до последней секунды противились заключению комиссии и пытались оправдать сотрудников МВД и прокуратуры, хотя бы сейчас поймут, что были неправы и оказывали медвежью услугу всем».
В большинстве между тем тоже считают, что дело политизируют. Но не они, а, напротив, их оппоненты. Вице-спикер «Мечты» Гия Вольский призывает не опережать события и считает, что все идет своим чередом:
«На тот момент (решение первой инстанции суда) данность была совершенно иной. Последующее интенсивное расследование позволило дать ответы на многие вопросы. Но давайте не будем спешить - есть презумпция невиновности. Когда суд завершит свою работу и поставит последнюю точку в этом деле, мы обсудим, кто из следователей и какие процессы затянул».
1 декабря 2017 года в ходе конфликта между школьниками были убиты двое подростков – Давид Саралидзе и Леван Дадунашвили.