Акция протеста в Ингушетии завершилась, однако говорить о преодолении общественно-политического кризиса в республике пока еще рано. Немаловажную роль в его разрешении может сыграть позиция федерального центра.
8 ноября лидеры ингушского протестного движения провели пресс-конференцию, на которой подвели первые итоги своей борьбы за отмену Соглашения между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия об установлении административной границы между этими субъектами Российской Федерации. Главным итогом они называют даже не решение Конституционного суда РИ, который признал данное Соглашение противоречащим Конституции, а, следовательно, незаконным, а то, что двухнедельный митинг в Магасе консолидировал разобщенное ингушское общество и пробудил в народе желание публично отстаивать свои права.
Действительно, за последний месяц у ингушской оппозиции появилась реальная поддержка среди населения, которую трудно не заметить из-за ее многочисленности, а сама оппозиция сформировалась из людей разных политических воззрений. Лидеры протестного движения отметают всякие предположения о том, что после отмены запланированного в ноябре трехдневного митинга среди их сторонников наметился раскол, и заявляют о том, что продолжают вести работу за реализацию решений, принятых на Всемирном конгрессе ингушского народа.
Конгресс, прошедший в Назране 2 ноября, создал комиссию по определению территории и границ Ингушетии, признал неудовлетворительными результаты деятельности властей республики и высказался за прямые выборы органов власти Ингушетии.
Результаты работы комиссии будут использованы для разрешения спорного вопроса по границе с чеченской стороной, а решение по двум другим вопросам будет зависеть от доброй воли федерального центра. Впрочем, парламент республики мог бы и сам принять решение о возврате прямых выборов, но, во-первых, внутри ингушского парламента после голосования по скандальному соглашению наметился раскол, и на протяжении уже месяца они не могут собрать кворум для принятия хоть какого-то решения, а, во-вторых, в условиях жесткой вертикали власти, выстроенной в России за последние годы, такого рода решения принимаются только после консультаций с Кремлем.
На данном этапе ингушская оппозиция добивается, прежде всего, отмены соглашения по границам. Как заявил на пресс-конференции член Президиума Всемирного конгресса ингушского народа Ахмед Барахоев: «У нас к федеральной власти требование одно – отмена незаконного соглашения, возвращения к решению этого вопроса по границам республики законным путем… Мы не хотим, и мы против того, чтобы сеяли рознь между народами».
А между тем Кремль пока не вмешивается в разрешение кризиса в Ингушетии, ожидая решения Конституционного суда России, куда направил запрос глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров с просьбой проверить соответствие Основному закону РФ Соглашения об установлении административной границы между Ингушетией и Чечней.
У акции протеста есть и другие последствия, вполне ожидаемые. Правозащитник Магомед Муцольгов написал в своем блоге о том, что в отношении 22 человек, принимавших участие в массовой акции в Магасе, либо уже составлены материалы о совершении административных правонарушений, либо они будут составлены в ближайшее время. В отношении шести человек производства по этим делам прекращены. Сам Муцольгов 9 ноября был оштрафован Магасским районным судом на 10 000 рублей за участие в несанкционированном митинге (ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ).
Но надо отдать должное республиканским властям – в своих действиях против организаторов бессрочного митинга они пока не выходят за рамки закона. Тем не менее все меньше шансов на то, что Евкуров и оппозиция смогут обсудить существующие проблемы за столом переговоров из-за принципиальных разногласий по вопросу о границе.
Приведу мнение еще одного лидера протестного движения Бараха Чемурзиева: «Мы добились своего – Конституционный суд Ингушетии признал передачу земли незаконной, а Росреестр Ингушетии на совершенно законных основаниях отказывается согласовывать процесс государственной регистрации. Мы успокоились. Мы надеялись, что Юнусбек (Евкуров – прим. автора) проявит благоразумие, воспользуется постановлением КС РИ, чтобы выйти из этого соглашения – сохранив лицо. Однако мы ошиблись. Глава республики продолжает борьбу со своим собственным народом… Он должен уйти в отставку».