К селу Атоци у разделительной линии с самопровозглашенной республикой Южная Осетия приковано внимание Грузии и ее зарубежных партнеров. С 6 ноября российские пограничники начали устанавливать там металлические ограждения. Местные жители отныне не смогут пользоваться несколькими десятками гектаров своих земельных участков. Потеряв источник дохода, они оказались и перед опасностью оказаться в цхинвальском изоляторе.
«Вот, периодически передвигают сюда вглубь эту «границу», потом останавливаются, потом опять… до какого места дойдут и что будет, не знаю», – жалуется Григол Биртвелишвили, житель села Атоци. Из-за оградительных сооружений то, что совсем недавно принадлежало ему, он теперь может показывать только издалека:
«Там у меня два гектара земли было, теперь посередине забор проходит, ни с какой стороны не подступиться. Потому что патрулируют (российские пограничники) на машинах, на лошадях, с собаками – пройдешь, и схватят, отвезут (в Цхинвали). А штраф раньше две тысячи рублей был, сейчас в десять раз больше, 20 тысяч, а это почти 800 лари, чем платить? Очень тяжело, раньше мы скот туда водили на пастбища, обрабатывали землю, пшеницу, фасоль, кукурузу выращивали, а сейчас ничего не можем».
За последние дни на прилегающей к селу Атоци территории российские пограничники установили оградительные сооружения почти на полукилометровом отрезке административной, а теперь разделительной линии. Рассказывает местный корреспондент грузинской службы Радио Свобода Гога Апциаури:
«Впервые представители российских оккупационных сил в селе Атоци появились в феврале 2014 года. Тогда они провели двухкилометровый забор, в результате чего сельчане потеряли около 30 километров участков земли, пастбищ и лесной массив».
47-летня Земфира Плиева, жительница села Атоци, вспоминает, как ее тогда задержали российские военнослужащие, когда она собирала плоды шиповника для продажи. Земфиру отвезли в Цхинвальский изолятор. Помогли родственники, живущие там, – быстро заплатили штраф. После войны с каждым годом все хуже, жалуется женщина.
«С тех пор многого не хватает: и дров не достать, и денежной помощи нет, социальное пособие было у людей, и два года как прекратили выплаты. На мою семью, как и ни другие, все это плохо влияет, один мой сын уехал на заработки, вот второй тоже глаз туда же направил, чтобы убежать, что мне делать?» – говорит с отчаянием Земфира Плиева.
Надежда только на обещания грузинских властей. После недавнего появления новых оградительных сооружений чиновники и политики зачастили в село Атоци, обещают позаботиться о них. У нового ограждения побывала даже кандидат в президенты Саломе Зурабишвили, поддерживаемая правящей партией «Грузинская мечта».
Возобновление оградительных работ на разделительной линии вызывает обеспокоенность международных наблюдателей. В сегодняшнем заявлении Миссии наблюдателей ЕС сообщается, что с начала ноября патрульной службой МНЕС были зафиксированы новые работы по ограждению на протяжении около 400 метров вдоль административной границы с Южной Осетией.
«К сожалению, такая инфраструктура создает дополнительные препятствия для свободы передвижения – и, возможно, добычи средств к существованию для местного населения, проживающего по обе стороны административной границы», – говорится в заявлении МНЕС. Осуждает возобновление т.н. бордеризации от имени правительства и посольство США в Грузии. Вашингтон обращается к Москве: «Россия должна прекратить оккупацию регионов Грузии: Абхазии и Южной Осетии».
Логика проведения оградительных сооружений вдоль административной линии ясна для профессора Университета им. Григола Робакидзе, конфликтолога Пааты Закареишвили:
«Россия в 2008-м осуществила оккупацию. А оккупация – не одноразовый акт. Она могла за один год оградить колючей проволокой и другими барьерами эту линию и тем самым очертить оккупированную территорию. Но она предпочла ползучую оккупацию, в которую вложила свои политические цели – заставить Грузию пойти на определенные уступки или вынудить ее к переговорам, чтобы эту разделительную линию, административную границу превратить в желаемую государственную границу, что неприемлемо для Грузии. И Россия всегда, когда что-то важное происходит в Грузии, будь это олимпийский фестиваль или выборы, возобновляет процесс (бордеризации), чтобы повысить температуру».
И, по расчетам Закареишвили, этот процесс будет длиться долго – административная граница бывшего автономного округа Южной Осетии насчитывает почти 340 километров, из которых ограждены пока только 40.