Сегодня в Европейском суде по правам человека состоялось последнее слушание по делу об августовской войне 2008 года. Большая палата ЕСПЧ удалилась для вынесения решения.
О боевом настрое грузинской стороны перед началом последнего устного слушания в Страсбургском суде по делу «Грузия против России» сообщил замминистра юстиции Грузии Гоча Лорткипанидзе:
«Наш ответ на все те преступления, которые были совершены в ходе войны 2008г., – правовой. Иначе не может быть. Мы государство с правовыми и демократическими ценностями. Это борьба за правду, и в этом бою не будет компромиссов».
Грузия иск против России в ЕСПЧ внесла десять лет назад, 11 августа 2008-го. Тбилиси обвиняет Москву в нарушениях восьми статьей Европейской конвенции, среди них: право на жизнь; запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения; право на свободу и личную неприкосновенность. И хотя речь идет о событиях десятилетней давности, британский адвокат, защищающий интересы Грузии Бен Эммерсон, во вступительном слове обратился к куда более глубокой истории:
«В этом году отмечается вековая дата провозглашения Грузией независимости от имперской России. С тех пор, с 1918 года, Грузия стремится к созданию социальной демократии европейского образца. Россия же никогда не соглашалась с этим выбором (Грузии)».
Далее в своей речи Бен Эммерсон обвинил Россию в том, что она, осуществлявшая эффективный контроль в Цхинвальском регионе, не предотвратила этническую чистку грузин, в подтверждение которой грузинская сторона предоставила множество доказательств:
«Есть свидетельства очевидцев, указывающие на то, что российские войска имели власть и возможность предотвратить казни этнических грузин, представителей гражданского населения, и разрушения их домов».
Вспомнил британский адвокат и о высказываниях нынешнего президента РФ Владимира Путина, сделанных в те годы:
«Господин Путин говорил, что российская военная операция не была спонтанной реакцией на единичные стычки в первую неделю августа. Он сказал, что она (операция) была спланирована заранее, еще в конце 2006 – начале 2007 года. В другом заявлении Путин сказал, что Москва тренировала югоосетинских ополченцев, готовя их к августовскому конфликту».
Представитель РФ в Страсбургском суде Михаил Гальперин решил не отставать от истца в исторических экскурсах, напомнив, что было спустя пять лет после того, как 100 лет назад Грузия объявила независимость:
«95 лет тому назад, в декабре 1922 года, Южная Осетия была включена в состав Грузии Иосифом Сталиным, он был грузином, родился в Гори, и в то время был министром по делам национальностей. И никто не спросил осетин, хотели ли они стать грузинами».
Что же касается существа самого дела, Михаил Гальперин заявил:
«Нет убедительных доказательств того, что российские войска на месте имели полномочия власти и допускали плохое обращение с жертвами. Что же касается ситуации после активных (военных) действий, Россия также не имела возможности эффективного контроля территорий, мы действительно не имели никакой практической возможности предотвратить все те надругательства».
Ответчик от России обратил внимание на то, что российские войска защищали осетинское население и отражали нападение Грузии на Цхинвали.
Устное слушание продлились более трех часов, за его ходом внимательно следили в Тбилиси. Грузинские политики обратили внимание на то, что дело «Грузия против России» является прецедентным и для ЕСПЧ, что Страсбургский суд впервые рассматривает такое широкомасштабное дело, которое касается активных боевых действий во время международного вооруженного конфликта и вопросов взаимоотношений международного гуманитарного права и международного права по правам человека в этом контексте.
В парламентской оппозиции, в лице «Нацдвижения» и бывших их соратников, «Европейской Грузии», согласились в том, насколько важен страсбургский процесс и как он был хорошо выстроен – напомним, иск был составлен при правлении «Нацдвижения». Однако в их заявлениях сквозит неуверенность в том, что «Грузинская мечта» должным образом воспользуется этой ситуацией и сможет заставить Россию исполнить решение Страсбургского суда. То, что оно будет в пользу Грузии, в стране мало кто сомневается. Среди них и правозащитница Лия Мухашаврия:
«Когда такое маленькое оккупированное государство, как Грузия, подает иск против такого могущественного государства-оккупанта, как Россия, это уже можно считать делом особой категории. Мы, к счастью, успешно выиграли первое дело против РФ – о массовой депортации грузин из России. Думаю, и это дело мы выиграем, что будет очень важно и для государства, и для каждого человека, кто пострадал тогда».
Но последнее слово за Большой палатой Страсбургского суда, в которую входят представители 17 государств, в том числе и судьи из России, Грузии, Украины, Польши, Армении. А возглавляет судейскую палату Гвидо Раймонди из Италии. Он и объявил сегодня, что суд удаляется для вынесения решения, а когда оно будет объявлено, сторонам сообщат позже.