23 мая в Большой палате Европейского суда по правам человека в Страсбурге пройдут слушания по иску Грузии против России. Дело касается фактов нарушений фундаментальных прав человека в ходе войны августа 2008 года. Тбилиси заявляет о наличии новых доказательств виновности Москвы.
Список обвинений внушительный – нарушение права на жизнь, пытки, унижающее человеческое достоинство отношение, нарушение прав на собственность, образование и свободу перемещения. Грузия готовится к очередному раунду слушаний в Страсбургском суде, где ответчиком выступает Российская Федерация. По словам министра юстиции Теи Цулукиани, несмотря на заявления Москвы о том, что события августа 2008 года не лежат в плоскости прав человека, правительство Грузии готово предоставить Европейскому суду дополнительные доказательства виновности России:
«Россия действительно говорит: причем здесь Страсбургский суд, мол, августовская война не является вопросом прав человека, а скорее сферой гуманитарного права, чему мы противопоставляем твердые аргументы. Мы говорим, что в период, когда шли военные действия, Россия осуществляла на территории нашей страны, в Цхинвальском регионе, действия, которые были далеки от военной необходимости. Мы стараемся, теперь с новейшими доказательствами, показать Европейскому суду, что Россия готовилась к этой войне намного раньше – она обучала местных жителей, в том числе, членов различных осетинских вооруженных формирований, то есть готовилась к этому военному противостоянию».
В качестве одного из доказательств применения Россией запрещенных военной конвенцией вооружений против мирного населения Грузия готова предоставить обломки ракеты оперативно-тактического комплекса «Искандер», разорвавшейся 12 августа 2008 года в районе центральной площади города Гори, в результате чего погиб голландский телеоператор. Как заявила Тея Цулукиани, Россия все это время утверждала, что кадры с пресловутым «Искандером» всего лишь фотомонтаж, но теперь у Грузии есть «весомые» вещдоки:
«Россия утверждала, что фотоматериал, который есть не только в Грузии, но и в Голландии, исходя из дела об убийстве голландского журналиста, является фотошопом. В результате нашей очень доскональной работы, в 2017 году мы нашли одну часть выпущенного по Гори «Искандера», и уже несколько недель назад, в конце апреля, обнаружили остальные части того же «Искандера» весом 800 кг. На них, конечно, сохранены следы того, что это оружие действительно производилось государством-ответчиком – Российской Федерацией, и реально не могло быть разговора о фотошопе в этой правовой тяжбе. Сегодня у нас на руках есть результаты голландского расследования, нашего расследования, заключения экспертов и материальные доказательства, вещественные доказательства, которые были добыты в результате очень больших усилий».
Если верить влиятельному американскому аналитическому изданию National Interest, ОТРК «Искандер» является самым опасным оружием российской армии, так как высокая дальность ракет и их возможности преодоления ПРО (противоракетной обороны) могут привести к огромному ущербу. Особенно учитывая основную нагрузку подобных ракет – различные кассетные боеприпасы. Военный эксперт Амиран Салуквадзе отмечает: использовав «Искандер», Россия нарушила все международные конвенции.
«У них (российских военных) не было мандата на использование такого типа вооружений, в особенности в направлении населенных пунктов. Использование столь тяжелого вооружения могло привести к куда более фатальным последствиям», – говорит Салуквадзе.
По информации министра юстиции Грузии, то, что Россия использовала против Грузии именно это оружие, подтверждает и заключение экспертов Международного уголовного суда в Гааге:
«К заседанию 23 мая мы представили заключение из Гааги, что эксперты Международного уголовного суда провели экспертизу именно вышеуказанного «Искандера», а не какого-либо другого оружия. Это очень важно. У нас есть много других доказательств, данные радаров, где очевидно, что в грузинском пространстве в этот период летали только российские самолеты. Наше воздушное пространство было полностью на протяжении всех этих дней, а не в какой-то один день, охвачено российскими военными самолетами. Нужно быть слепым, чтобы этого не видеть. Или не хотеть этого видеть», – заявила Цулукиани.
При этом министр отмечает: помимо основных доказательств, у Тбилиси также есть заключения сейсмологов, официальная нота Министерства иностранных дел, которая была направлена Российской Федерации, и доказательства того, что в Москве ее получили, а также подтверждение, что 10 августа, на рассвете, то есть за да дня до нанесения удара «Искандером» по Гори, Грузия прекратила огонь.
Межгосударственную тяжбу рассматривает Большая палата Страсбургского суда, которая укомплектована представителями 17 стран, в том числе Грузии и России. Устные слушания назначены на 23 мая. Председатель парламента Грузии Ираклий Кобахидзе уверен: правительство сделало все, чтобы правота Грузии была неоспоримой:
«Мы подключены к этому вопросу, у нас были встречи с представителями исполнительной власти, с министром юстиции, на которых мы рассмотрели все вопросы в связи с иском. Думаю, что правительство сделало все для того, чтобы итог этого дела был успешным для нашей страны. Остальное зависит от Страсбургского суда».
Впрочем, наблюдатели отмечают: противостояние Грузии и России в Страсбургском суде длится уже почти десять лет, и, несмотря на постоянные заявления Тбилиси об очередных доказательствах, особых подвижек пока нет. Сейчас на очереди новый иск по делу Арчила Татунашвили, а также продолжается тяжба по делу о массовой высылке грузинских граждан из Российской Федерации в 2006 году. В 2015 году Тбилиси определил размер общей компенсации, которую желает получить от Москвы, – 70 миллионов 320 тысяч евро. Но Россия с выплатами, несмотря на ряд вердиктов Европейского суда по правам человека, не спешит.