ПРАГА---Мы возвращаемся к главной теме дня – передаче в Грузию тела погибшего Арчила Татунашвили. У нас на прямой связи из Тбилиси Владимир Унанянц.
Вадим Дубнов: Владимир, какие подробности стали известны за последние 20 минут, которые прошли с момента передачи тела?
Владимир Унанянц: За это время были сделаны несколько комментариев со стороны представителей правительства Грузии, в том числе, госминистр по примирению и гражданскому равенству Кетеван Цихелашвили прокомментировала, сказав, что тело Арчила Татунашвили в данный момент направляется в Тбилиси в Бюро судебной экспертизы имени Самхараули. Там оно будет находиться в течение нескольких часов, пока будут сделаны необходимые анализы, и после этого тело будет направлено в родное село Арчила Татунашвили – Цилкани, где его передадут родным, которые с самого утра ожидают его. Что касается распространенной информации о том, что вместе с телом Татунашвили была передана документация, заключение российских судмедэкспертов по поводу причин смерти Татунашвили, грузинская сторона подтверждает то, что документация была передана, но заявляет, что не имела возможности пока ознакомиться с тем, что конкретно там написано. Вместе с тем Кетеван Цихелашвили заявила, что вне зависимости от того, что там будет написано, Тбилиси будет проводить свою экспертизу и доверять будет исключительно заключению своей медэкспертизы.
Вадим Дубнов: При передаче тела прокурор самопровозглашенной республики заявил, что в заключении сказано о том, что Татунашвили умер от сердечной недостаточности, страдал циррозом печени, хотя на теле найдены некоторые ссадины, легкие повреждения. Что по этому поводу говорит, и говорят ли что-нибудь вообще в Грузии?
Владимир Унанянц: То, что власти Цхинвали заявляли о том, что причиной смерти стала сердечная недостаточность, об этом говорилось уже давно, и в Тбилиси всегда выражали недоверие этому. А то, что настолько затянулась выдача тела – 26 дней прошло с момента смерти, – как раз таки Тбилиси обвинял Цхинвали в том, что власти самопровозглашенной республики стараются затянуть выдачу тела, чтобы как-то скрыть следы насильственной смерти. Но это пока только предположения, в данный момент представители властей Грузии воздерживаются от какой-то конкретики и заявляют, что будет сделано официальное заявление только после того, как будут получены данные грузинской экспертизы.
Вадим Дубнов: Владимир, как происходило перемещение тела через границу, что происходило на границе, какие люди там присутствовали, какая вообще атмосфера там царила?
Владимир Унанянц: С грузинской стороны там было огромное количество журналистов, были представители правительства, также туда приехала группа активистов движения «Сила в единстве», они почтили память Арчила Татунашвили минутой молчания, провели там молчаливую акцию в память о погибшем. А что касается того, как происходила передача тела, представители грузинских властей заявили о том, что со стороны Цхинвали присутствовали исключительно представители Комитета Красного Креста, и никаких официальных представителей цхинвальских властей на встрече не было. Т.е. второй стороной выступал именно Красный Крест, который и привез тело из Цхинвали в Эргнети, и уже там произошла передача тела, и уже потом в сопровождении грузинского эскорта тело повезли в Тбилиси.
Вадим Дубнов: Владимир, фактор Татунашвили уже с самого начала стал политическим. Уже делаются какие-то политические или околополитические заявления? Какие комментарии сейчас слышны по горячим следам?
Владимир Унанянц: Безусловно. Во-первых, самая главная новость, которая произошла после смерти Татунашвили, – это неожиданная, небывалая консолидация политических сил страны: как правящая партия «Грузинская мечта», так и оппозиция в лице «Национального движения», «Европейской Грузии» и других партий проявили такое единодушие, которое ранее не проявляли. И буквально на этой неделе парламент Грузии собирается принимать резолюцию по этому вопросу, согласно которой будет также сформирован т.н. список Отхозория-Татунашвили (я напомню: Гига Отхозория – это гражданин Грузии, который был застрелен в приграничном селе на Ингури), на основании которого власти Грузии при посредничестве своих зарубежных партнеров будут стараться вводить прямые санкции, финансовые в том числе, – закрытие банковских счетов за рубежом тех людей, которые попадут в этот список. В первую очередь это, конечно же, будут представители де-факто властей в Цхинвали и Сухуми.