Парламентская оппозиция вызывает министра обороны Грузии на ковер. Противники власти утверждают, что, согласно аудиту, в военном ведомстве имели место существенные финансовые нарушения. Минобороны, со своей стороны, в ускоренном порядке презентует новую концепцию резервной службы и обещает потенциальным защитникам родины «полный паек».
Нецелевые траты в ущерб национальной безопасности. Оппозиция обвинила руководство Министерства обороны в растрате бюджетных средств. Представитель «Европейской Грузии» Ираклий Абесадзе, ссылаясь на заключение государственной службы аудита, утверждает, что положение в сфере обороны, вопреки заявлениям властей, является крайне тяжелым:
«На этой неделе в парламенте будет представлен отчет Службы аудита о тайных закупках в Министерстве обороны в 2015-2016 годах. В течение многих лет мы говорили, что выделенные министерству средства тратятся нецелевым образом. Например, гражданская часть министерства в течение прошлых лет была раздута, и, очевидно, людей трудоустраивали там по признаку непотизма».
При этом в «Европейской Грузии» считают, что встреча в рамках группы доверия – слишком закрытый формат. То есть с отчетом ознакомится лишь небольшое количество депутатов – членов этой группы. По мнению оппозиции, встреча должна пройти в более расширенном формате, чтобы общественность узнала о том, что на самом деле происходит в Минобороны.
В ведомстве на обвинения оппозиции пока не ответили. Сам министр, Леван Изория, рапортует об исключительно положительной динамике развития вверенной ему сферы. Вслед за новостью о том, что страна наконец получила долгожданные противотанковые ракетные комплексы американского производства «Джавелин», Минобороны заявило о том, что готово к масштабной реформе резервной службы. Концепция якобы все это время находилась в разработке, и теперь граждан Грузии ждет полностью переосмысленный подход к мобилизации и территориальной обороне. На этой неделе соответствующий законопроект был представлен в парламент. Резерв отныне будет делиться на два типа: активный и мобилизационный. С подробностями концепции ознакомил сам министр обороны Леван Изория:
«Источником активного резерва будут служащие других силовых ведомств, в частности МВД, военизированной структуры Службы безопасности. У тех из них, у кого закончится контракт или кто выйдет на пенсию, будет возможность продолжить службу в активном резерве, получать за это денежное возмещение. Финансирование, разумеется, будет большой мотивацией, причем у резервиста будет возможность параллельно осуществлять другую деятельность».
С желающими оформят контракт сроком до пяти лет, и этот период зачтется в общий трудовой стаж. В случае призыва у резервиста также сохранятся рабочее место и ежемесячная трудовая зарплата, которая составит 20% от оклада по званию, а в период призыва и прохождения военной службы – полный оклад.
Активная резервная служба будет разделена на три части: резерв вооруженных сил, территориальный резерв и резерв специалистов. Первый обеспечит немедленное включение резервистов в состав вооруженных сил, усиление и поддержку боевых подразделений регулярной армии. Территориальный резерв подразумевает дополнительную боевую поддержку вооруженных сил путем организации территориальной обороны по месту проживания резервистов. А вот резерв специалистов является чистой инновацией – его создание ставит целью решение специфических требований и задач. Впрочем, по мнению военного эксперта Вахтанга Маисая, эта часть концепции еще очень сырая:
«Компьютерщики, может быть, специалисты по военной разведке, кибервоины, представители (сферы) химической защиты и т.д. и т.п. То есть лица, которые имеют специальные навыки. Но сколько грузинская сторона сможет собрать таких специалистов, сейчас очень сложно сказать, так как эта система еще не доработана. Она еще в сыром состоянии и на концептуальном уровне еще не прошла обширного тестирования на экспертном и внутриведомственном уровне».
Второй тип резерва – мобилизационный – является обязательным и ставит целью пополнить потери вооруженных сил в случае конфликта на территории страны. В этом случае резервисту будет выдаваться денежное вознаграждение исключительно в период прохождения службы (не более 45 дней в году). В мобилизационный резерв будут зачислены граждане от 18 до 60 лет, а количество будет варьироваться, исходя из нужд вооруженных сил.
Впрочем, у специалистов к проекту Минобороны много вопросов. По мнению военного обозревателя Георгия Цхвитава, главный из них – финансирование амбициозных проектов:
«На данном этапе остаются вопросы не только по деталям концепции резерва, но и в отношении бюджета Минобороны. Неизвестно, какие суммы предусмотрены на создание резерва того типа, о котором говорится публично. Кроме того, вызывает интерес то, как удастся Минобороны осуществить менеджмент своего бюджета в тех условиях, когда ему необходимо осуществить закупки нового вооружения».
То, что с финансированием все же есть проблемы, отмечают специалисты, стало ясно после уточнения Минобороны: в текущем году активный резерв заработает лишь в виде пилотного проекта. Оборонное ведомство может позволить себе обеспечить разрекламированным «полным пайком» лишь 260 человек.