Accessibility links

Неизвестная скульптура Нино Церетели


​​Нино Церетели была ученицей Якоба Николадзе, однако нельзя сказать, что ее стиль сформировался как некая вариация на его творчество
​​Нино Церетели была ученицей Якоба Николадзе, однако нельзя сказать, что ее стиль сформировался как некая вариация на его творчество

Экспозицию работ первой в Грузии женщины-скульптора Нино Церетели можно увидеть в музее им. Шалвы Амиранашвили. Выставка приурочена к 115-летнему юбилею скульптора. Кем была эта женщина, почему о ней так мало известно и о чем молчат созданные ее образы?

Она женщина. Судя по фотографиям – красивая. Вероятно, смелая. Носит брюки, мешковатую куртку поверх пиджака и создает людей из гипса и камня тогда, когда этого не делает ни одна женщина в Грузии – в начале XX века.

В 1922 году в Тбилиси открывается Академия художеств. Первый грузинский скульптор Якоб Николадзе набирает учеников в свой класс, среди которых – Нино Церетели, рассказывает куратор выставки Лела Цицуашвили. Нино изначально выбирает непростое направление – портретный жанр. Наиболее интимный, в каком-то смысле личный, характерный.

Неизвестная скульптура Нино Церетели
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:08 0:00
Скачать

Вот, например, мужчина. Голова вполоборота, брови насуплены, взгляд исподлобья, волевой подбородок выступает вперед. От него как будто исходят сила, бескомпромиссность, требование. При всей суровости в его лице совсем нет злобы, а может, даже, напротив, сила она лишь для того, чтобы скрыть уязвимость. Это Владимир Маяковский.

У Нино Церетели, говорит искусствовед Гоги Хоштария, был дар, необходимый каждому художнику и скульптору – способность обобщать и посредством пластичности придавать образу художественную убедительность:

Искусствовед Гоги Хоштария
Искусствовед Гоги Хоштария

«Это доведенное практически до гротеска обобщение, которое передает характер человека. В этой скульптуре присутствует некий трагизм. А ведь когда Нино Церетели создавала ее, она еще не знала, как закончится жизнь Маяковского. Но у больших художников есть такая способность – предвидеть что-то в своих работах».

Нино Церетели, помимо скульптуры, будет заниматься оформлением театральных постановок, работать в графике, рисовать эскизы костюмов и писать стихи. Поедет по заданию музея в Сванетию, для того чтобы создать там скульптуры колхозников – мужчины и женщины. Но и они, по словам куратора выставки Лелы Цицуашвили, получатся у Нино Церетели совсем нетипичными. Пластичными и живыми людьми с историей, а не безликими трудящимися.

Куратор выставки Лела Цицуашвили
Куратор выставки Лела Цицуашвили

«С одной стороны, это был очень интересный период – начало XX века – это авангард, много интересных новых направлений, но с другой – это эпоха большевизма, когда на арену выходит пропагандистское, агитаторское искусство. Тонкие, изящные скульптуры на десятилетия заменят, пусть это звучит и грубо, бронзовыми и каменными монстрами. Несмотря на то, что Нино Церетели тоже приходилось работать на заказ, ей удавалось сохранить свою индивидуальность», – говорит куратор выставки.

Нино Церетели была ученицей Якоба Николадзе, однако нельзя сказать, что ее стиль сформировался как некая вариация на его творчество, полагает Гоги Хоштария. При этом он считает неверным при упоминании Церетели подчеркивать ее половую принадлежность. Она была просто хорошим скульптором, все остальное неважно:

«Искусство может быть хорошим, плохим, средним, кошмарным, но мужчина и женщина здесь ни при чем. Просто получилось так, что, как и во многих других сферах, в этой женщин меньше. Нино Церетели – замечательный скульптор и, на мой взгляд, незаслуженно забытый. Я бы сказал, что она одна из ведущих скульпторов, которая, к сожалению, очень рано скончалась».

Джуаншер Амиранашвили
Джуаншер Амиранашвили

Нино Церетели скончалась в возрасте 37 лет. Ее сыновья совсем не помнят мамы. Младшему, Джуаншеру Амиранашвили, было всего четыре месяца, когда ее не стало. Все, что он знает о ней, слышал от ее современников, которых уже нет в живых. Знает, например, что Нино хотела иметь много детей, а еще, что не успела создать скульптуры, которые задумала. Часть ее работ остается потерянной. То, что удалось сохранить, в свое время собрал искусствовед Шалва Амиранашвили, ее супруг, и передал музею, который сегодня носит его имя. Выставка в нем продлится до конца июля.

XS
SM
MD
LG