Обстановка в Цхинвале после нескольких дней уличных протестов стабилизировалась. Силовики сегодня разблокировали подходы к зданию правительства, а представители власти заявили, что готовы к переговорам с Эдуардом Кокойты.
Сегодня с утра центр Цхинвала был освобожден для проезда автомашин. На следующий день после оглашения приговора Верховного суда, отказавшего удовлетворить иск экс-президента Эдуарда Кокойты к ЦИКу, и последовавших за ним уличных протестов Театральная площадь была блокирована вооруженными силовиками и бронированной спецтехникой. Впрочем, людей в масках, как во времена правления самого Кокойты, не было. Однако наличие большого скопления сотрудников силовых структур, которые охраняли подходы к зданию правительства, вызывало негодование многих цхинвальцев, которые считают, что реакция на возможные провокации со стороны невооруженных сторонников слишком агрессивна. Вот что об этом думают обычные граждане, которым каждый день приходилось преодолевать вооруженный кордон:
«Войну напоминало, честное слово. Мы уже ничего не боимся, конечно, но воспоминания... Жутко было.
– А у вас какие эмоции это все вызывало?
– Конечно, все напоминало то, что мы когда-то пережили. Конечно, это было неприятно. И 2008-й, и 2011-й год.
– Вы понимали, для чего это делается?
– Мы понимали, что все это – предвыборные дела, суд, противостояние.
– Оправдывали ли вы появление техники на улицах?
– Ну, это не нам решать, потому что есть люди выше нас, которым виднее, ставить технику или нет. Но людям было жутко на это все смотреть».
Если судить об обстановке в Цхинвале сегодня, то, во всяком случае, внешне эмоциональный накал угас. Поутихли страсти и у штаба экс-президента, где все последние дни собирались его сторонники.
Накануне поздно вечером появилось обращение еще одного кандидата в президенты – Алана Гаглоева, который попросил Леонида Тибилова сесть за стол переговоров с Эдуардом Кокойты. Несмотря на позицию противников экс-президента, которые считают, что дискредитировавший себя политик не имеет морального права выдвигать требования власти, Гаглоев объяснил свою позицию так: переговоры необходимы для снятия напряженности, для нивелирования противостояния в обществе.
Секретарь Совбеза Южной Осетии Анатолий Плиев в беседе с «Эхом Кавказа» заявил: возможность встречи Эдуарда Кокойты и Леонида Тибилова обговаривается уже несколько дней:
«Хочу сказать, что переговоры уже состоялись. Даже в первый вечер (протестов) шли переговоры, то есть представители от Кокойты были, представители от Народной партии были здесь. Разговор с президентом состоялся. Были обсуждены определенные вопросы. В дальнейшем предполагается, что, да, встреча будет происходить. Президент готов встречаться, президент всегда готов обсудить вопросы, которые их волнуют. Не считаю необходимым обострять ситуацию. Это обострение не выгодно никому, в том числе не в пользу Эдуарда Джабеевича. Все нужно решать в правовом русле».
Плиев добавил, что «всегда есть возможность прийти к консенсусу, и эти возможности нужно использовать, соблюдая закон, а излишние эмоции и втягивание людей в политические авантюры не помогут решить проблему».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия