Accessibility links

Два протеста Эдуарда Кокойты


Символом «борьбы» Кокойты и его сторонников за свои права стала престарелая женщина, которая все последние дни ходит на акции протеста с портретом политика в руках
Символом «борьбы» Кокойты и его сторонников за свои права стала престарелая женщина, которая все последние дни ходит на акции протеста с портретом политика в руках

Рассмотрение иска экс-президента Эдуарда Кокойты к Центризбиркому, отказавшему ему в регистрации кандидатом в президенты Южной Осетии, продолжалось сегодня около девяти часов. Весь день у здания суда проходила акция протеста сторонников политика. После оглашения вердикта они переместились на центральную площадь Цхинвала, где в 2011 году оппозиция выступала против самого Кокойты.

Пять лет назад сторонники Эдуарда Кокойты едва ли могли примерить на себя роль «протестующей оппозиции». Те, кого еще не поразил вирус массовой амнезии, помнят, что именно во времена правления экс-президента охота на ведьм стала популярной чиновничьей забавой. Любое инакомыслие воспринималось предательством интересов народа, с легкой руки Кокойты наклеивались ярлыки «шпион» и «прогрузинский элемент». Устраивали самосуды и избиения на улицах Цхинвала те, кто сегодня громче всех ругает власть за нарушения своих гражданских прав.

Одна из участниц народного шествия в поддержку бывшего президента, которая отстояла у здания Верховного суда весь день, в разговоре со мной заметила:

«Когда-то мы смеялись над Аллой Джиоевой и людьми на площади, а сейчас, выходит, сами оказались в таком же положении».

Два протеста Эдуарда Кокойты
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:18 0:00
Скачать

Сегодня я пыталась «разговорить» и тех самых «людей с площади», которые в декабре 2011 года протестовали против Эдуарда Кокойты, вынудив его уйти в отставку. Представитель общественного движения «Осетия – площадь свободы» на мою просьбу прокомментировать действия экс-президента по телефону ответил:

«Личность Кокойты давно не представляет для нас никакого интереса, все остальное – вопрос, который должны решить власти в законном, правовом поле».

Более разговорчивы участники «снежной революции» в социальных сетях, где на все претензии к действующей власти они отвечают: в отличие от 2011 года, не видно снайперов на крышах и озлобленных силовиков в масках, готовых стрелять в свой народ.

Журналист Ирина Дамбегова, которая в 2011-м была редактором газеты оппозиционной партии, призналась: ей сложно комментировать протест Кокойты и его сторонников. Трудно понять даже «психологические моменты, которые толкают этих людей на бурное возмущение несоблюдением закона, который они неоднократно сами попирали»:

«Они все прекрасно знают. Они знают, что грубо нарушают закон, что все в рамках Конституции и закона. Опускаем, кто этот закон принимал, в каком виде, как это все происходило. И они прекрасно знают, что вновь могут поставить страну на грань гражданской войны, но не гнушаются ничем, потому что жажда власти застилает им глаза, и она настолько велика, что судьбы человеческие, судьба целой страны их волнует в последнюю очередь. И я просто не понимаю, как можно этого не замечать».

Югоосетинский эксперт Юрий Вазагов объясняет причину поддержки бывшего президента ростом протестных настроений в обществе:

«К сожалению, у нас в течение 20 лет наблюдаются пляски с граблями, на которые каждая наша новая власть наступает и повторяет те же самые ошибки. То есть когда создается вакуум вокруг власти, когда власть начинает слышать только хвалебные оды и дифирамбы, независимо от того – будь то Чибиров, будь то Кокойты или нынешняя власть, она упускает из виду нарастание массового недовольства, это приводит к очевидным, предсказуемым результатам».

Парадоксально, но это именно та «масса», которая в свое время смела Кокойты с президентского поста. Когда речь идет о протестном электорате, говорит эксперт, то люди голосуют «не за кого-то, а против кого-то».

Сегодня, как и в 2011 году на центральной площади Цхинвала, сторонники бывшего президента в ожидании решения Верховного суда танцевали, играли на народных инструментах. И это еще одна небольшая деталь, связавшая два протеста, спровоцированных Эдуардом Кокойты.

Символом «борьбы» Кокойты и его сторонников за свои права стала престарелая женщина, которая все последние дни ходит на акции протеста с портретом политика в руках. Объективы фотокамер выхватывают ее из толпы, приверженцы радуются ее непосредственности. У большинства моих коллег, которые встречались с ней, искренность и преданность этой женщины на фоне вечной борьбы экс-президента за власть вызывают только сочувствие.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG