Соглашение с «Газпромом» вновь остается предметом ожесточенных споров. Представители неправительственного сектора и оппозиция требуют от Минэнерго обнародовать детали договора, считая его проигрышным для Грузии. Позиция властей за этот период претерпела значительную трансформацию: если они ранее категорически отказывались от публикации документа, ссылаясь на коммерческую тайну, то теперь замминистра энергетики Грузии Ираклий Хмаладзе заверил, что с «Газпромэкспортом» ведутся переговоры по поводу его рассекречивания.
Оппозиция по-прежнему требует публикации документа, считая его капитулянтским и наносящим серьезный экономический ущерб, делающим страну более зависимой от газового российского монополиста.
Власти с самого начала эти обвинения отвергали, однако со вчерашнего дня смягчили тональность заявлений. К примеру, министр экономики Георгий Гахария признал некоторую ущербность документа, однако заверил, что зависимость Грузии от российского газа, напротив, снизилась:
«В экономической части соглашение является безусловным шагом назад, если сравнивать с прошлым договором, однако политические риски сведены к нулю. В прошлом году нами заключен стратегический договор с Азербайджаном, который взял обязательства по снабжению нас необходимыми объемами газа. Это означает, что по новому контракту с «Газпромом» наша зависимость от российского газа сведена к нулю».
Министерство энергетики устами первого зама Мариам Валишвили несколько приоткрыла завесу секретности над деталями переговоров. Во вчерашнем интервью корреспонденту Радио Свобода Саломе Асатиани она призналась, что действия Грузии были обусловлены принципиальной позицией России, которая грозила перевести Армению полностью на импорт газа из Ирана, даже в ущерб экономической составляющей, что практически оставило бы Грузию без существующего транзита:
«Инфраструктура для транспортировки газа из Ирана в Армению существует, и ее пропускная способность в состоянии обеспечить ее потребности. Если российская сторона поставит такую задачу, как произошло в случае с Украиной, не исключено, что то же самое произойдет и с армянским направлением. Необходимо понимать, что в формате принятия решений «Газпром» руководствуется не столько коммерческим фактором, а зачастую политическим, у России всегда есть комплексные мотивации».
А сегодня в Минэнергетики пообещали и вовсе рассекретить документ. Правда, по словам второго замминистра Ираклия Хмаладзе, на это уйдет не менее трех недель:
«Переговоры по поводу этого вопроса продолжаются, и как только они будут завершены, мы ознакомим общественность с их итогами».
Эти доводы не в состоянии убедить часть оппозиции. По мнению председателя парламентской фракции «Нацдвижения» Романа Гоциридзе, правительство не проявило должной сноровки при переговорах с «Газпромом»:
«Правительству выгодно сваливать всю вину на Россию, заявляя, что контракт якобы засекречен по ее просьбе. На старте переговоров мы находились в более выгодных условиях, и у нас не было нужды, чтобы Россия диктовала нам свои условия по секретности договора. В итоге мы как страна получили от этого контракта нулевой эффект».
Следует отметить, что в споре с оппонентами у властей припасен еще один аргумент. По информации вице-спикера парламента от «Грузинской мечты» Гии Вольского, коммерческую тайну содержат и договоры с Азербайджаном, касающиеся прокачки газа через территорию Грузии.
«В случае отказа России от транзита газа через нашу территорию нам бы пришлось разрезать трубу и сдать ее в утиль», – развел руками парламентарий.