В эти минуты у здания правительственной канцелярии проходит акция протеста против заключения договора с российской корпорацией «Газпром». Неправительственный сектор и оппозиционные политики выступают против соглашения, по которому Грузия отныне будет получать плату за транзит российского газа в Армению в денежном эквиваленте вместо существовавшей все эти годы схемы отбора 10% топлива. Подверг сделку критике и глава государства.
«Если не хочешь, чтобы твоя страна зависела от Путина, приходи к канцелярии» – под таким лозунгом сегодня у здания правительства Грузии собрались активисты, выступающие против соглашения с российским «Газпромом». Как заявляют организаторы митинга, представители гражданской платформы «Защити свободу», то, что негласный лидер правящей «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили не смог сделать в прошлом году из-за сопротивления оппозиции и гражданского сектора, в этом году обществу преподнесли как свершившийся факт.
Речь идет о соглашении, достигнутом 10 января в ходе переговоров министра энергетики Грузии Кахи Каладзе с руководством компании «Газпром-экспорт». Согласно новым условиям, стоимость транзита российского газа в Армению через территорию Грузии будет оплачиваться не газом, как это происходило ранее, а в денежном эквиваленте.
В политической оппозиции считают, что сделка ставит Грузию в проигрышное положение, и оценивают ее как начало передачи суверенитета страны в руки Москвы. По мнению противников «Грузинской мечты» – это красная линия, перейдя которую, правительство подтвердило, что руководствуется интересами России.
В экспертном сообществе и гражданском секторе от прямых обвинений воздерживаются, но требуют от правительства снять гриф «секретно» с соглашения и обнародовать документ. Сегодня с соответствующим требованием в Министерство энергетики обратилась Ассоциация молодых юристов. По словам представителя организации Сулхана Саладзе, это первый этап, который позволит перевести процесс из ничем не подкрепленной риторики в правовое русло:
«Для того чтобы придать делу правовой формат, на первом этапе необходимо обратиться с заявлением и запросить информацию. Именно эту процедуру мы прошли сегодня. Остальное зависит от того, какой ответ даст нам Министерство энергетики и какая аргументация будет содержаться в их ответе. В дальнейшем возможно противостояние в суде и гриф «секретно» с соглашения может быть снят постановлением суда. Естественно, в данном случае я рассуждаю теоретически, так как мы зависим от ответа Министерства энергетики. Мы посчитали, что этой теме надо было придать правовое направление. Тем более если речь идет о государственных интересах, связанных с суверенитетом страны и ее безопасностью».
Договор подвергает риску безопасность страны, считает президент Грузии Георгий Маргвелашвили. О позиции главы государства по этому вопросу сообщила его пресс-спикер Эка Мишвеладзе:
«Подписание этого договора ухудшило состояние энергосектора страны, был нанесен ущерб политическим и экономическим интересам Грузии, в итоге мы получили ухудшившуюся ситуацию по разным направлениям, что может в будущем вызвать целый ряд проблем. Тема «Газпрома» является чем-то большим, чем бизнес-соглашение, это касается безопасности, внешней политики, геополитики и только после этого – энергетики и экономики».
Как отметила Мишвеладзе, президент призвал парламент Грузии к разработке плана, который позволит снизить риски, связанные с договором.
Впрочем, в правящей партии с такой трактовкой не согласны. По словам представителей «Грузинской мечты», в процессе переговоров с «Газпромом» принято разумное и осмысленное решение, которое служит интересам Грузии. Более того, вице-спикер парламента Гия Вольский обвинил президента в некомпетентности:
«Все мы, парламентарии, пытаемся сделать так, чтобы заявление президента не стало показателем нового противостояния в нашей команде. Однако сам президент об этом не думает. Было сделано необдуманное заявление, и это как минимум показатель некомпетентности. Тем более, в связи с данным конкретным вопросом. Нам не нужны напоминания президента. Все министры бывали в парламенте, представляли отчеты по разным вопросам, и министр энергетики также готов представить отчет. Некоторые политические партии пытаются создать истеричную атмосферу. Надо понимать, некоторые темы являются закрытыми. Мы можем задавать вопросы, рассматривать их, но в деловой атмосфере. Реальная картина абсолютно ясна, тем более для президента. У него достаточно ресурсов, и разобраться в этом деле не представляло большого труда. Он мог запросить информацию у министерства и сделать заявление после этого. В этом случае его комментарий не был бы необдуманным».
При этом многие эксперты считают необдуманной позицию Министерства энергетики. По словам политолога Кахи Гоголашвили, в таком чувствительном вопросе, как отношения с Россией, правительству следовало действовать более осторожно. И учитывать не только экономические моменты, но и геополитические риски:
«Вести переговоры со страной, которая оккупирует твои территории и нарушает международное право, не уважает никакие договоры и международные нормы не только в отношении Грузии, но и других стран, и соглашаться на условия, которые Министерство энергетики называет принятыми в международной практике, не является правомерным шагом. Этот процесс целиком должен был быть прозрачным, чтобы мы точно знали, была ли другая возможность. По нашему мнению, другая возможность была. Можно было продлить соглашение на прежних условиях, но Министерство энергетики утверждает обратное. Чтобы снять все вопросы, правительство должно раскрыть условия сделки».
В качестве оплаты за транзит природного газа из России в Армению грузинская сторона получала от «Газпрома» 10% от общего объема прокачанного топлива. На прошлой неделе стало известно, что российская компания настояла на расчетах в денежной форме, и Грузия с этим согласилась. При этом новое соглашение будет двухгодичным. Предполагается, что в первый год оплата за транзит частично будет покрыта деньгами, а частично сырьем, а со следующего года полностью перейдет на денежный расчет.