Сегодня новоизбранный парламент девятого созыва вступил в свои права. Первое заседание открыл президент Грузии Георгий Маргвелашвили. Депутатов у здания парламента предупредительной акцией протеста встретили представители гражданского сектора.
Грузинским депутатам в их первый рабочий день красную дорожку никто не стелил и почетного караула не обеспечил. Совсем напротив – им пришлось пройти сквозь ряды представителей НПО, которые устроили предупредительную акцию под лозунгом «Производи реальную политику». Так они перефразировали название программы правительства «Грузинской мечты» «Производи в Грузии», напомнив депутатам, над чем им нужно работать. Вот что заявила правозащитница Лина Гвинианидзе:
«Мы требуем создания инспекции труда, реформу образования, приостановление репрессивной наркополитики, а также другого подхода к решению вопросов окружающей среды и экономического развития».
О том, что у правящей силы «Грузинская мечта» есть все ресурсы выполнить свои предвыборные обещания, напомнил депутатам президент Георгий Маргвелашвили. Он не скрыл разочарования по поводу того, что новый созыв парламента не стал многопартийным. Президент обратил внимание на то, что «Грузинская мечта» за прошедшие четыре года правления успела установить свое влияние и в судебной системе, и в структурах госбезопасности и прокуратуры. Георгий Маргвелашвили предостерег «мечтателей»:
«Напоминаю простую истину: избыточная концентрация власти уже опасна и без всякого злого умысла. Поэтому предлагаю: всем вместе, в согласии и в сотрудничестве превратить создавшуюся ситуацию в прогнозируемую и ориентированную на благосостояние и стабильность. Вызовы превратить в возможности!»
Это не помешало депутатам-«мечтателям» в перерыве поделиться друг с другом мнениями в духе привычного противостояния с главой государства: «Ничего нового от президента мы не услышали».
Новые лица «Грузинской мечты» старались быть конструктивными. Представленный на пост спикера парламента Ираклий Кобахидзе пообещал, что правящая сила развеет все опасения президента и общества по поводу рисков конституционного большинства. А о том, что «Грузинская мечта» не свернет с пути евроатлантической интеграции, а с соседями региона продолжит проводить прагматичную политику, Ираклий Кобахидзе уже пообещал с парламентской трибуны:
«Парламент Грузии должен обеспечить строжайшую защиту «красных линий» нашей внешней политики. Деоккупация и восстановление территориальной целостности страны останутся теми задачами, которые ни при каких обстоятельствах не должны подчиниться каким-либо компромиссам в ходе осуществления внешней политики».
Впрочем, благие намерения и обещания «мечтателей» не вдохновили их главных оппонентов – депутатов от «Нацдвижения». Выдвинутый на пост вице-спикера от парламентского меньшинства Серги Капанадзе заключил, что все выступления представителей правящей силы были ориентированы не на проблемы страны, а на политическую повестку дня, определенную основателем «Грузинской мечты» Бидзиной Иванишвили. От имени «националов» Серги Капанадзе пообещал, что не будет спускать глаз с «мечтателей»:
«С нашей стороны будет звучать очень острая критика. Мы здесь для того, чтобы не дать вам возможности допустить множество таких ошибок, которые вы успели совершить за последние четыре года. За эти четыре года вы много говорили о прошедших девяти годах правления «Нацдвижения». Теперь хочу вас обрадовать: те девять лет – в прошлом. Сейчас вам придется оценивать ваши четыре года».
А вот слушать или же сотрудничать с «националами» представительница третьей политической силы в законодательном органе – «Альянса патриотов» – Ирма Инашвили не намерена. Она обещает обществу бурную парламентскую жизнь:
«Парламент – то место, где обсуждают, спорят, а иногда дерутся. Это естественно. Я не исключаю ни одну из этих фаз. Но я и моя команда пришли в парламент не только для того, чтобы ссориться», – заявила Ирма Инашвили.
Ее фракция из шести депутатов будет называться «Патриоты Грузии». Они намерены сконцентрироваться на изменении избирательной системы и законодательства. Инашвили убеждена, что, если бы не существующая система, ее партия в парламенте была бы представлена гораздо большим количеством депутатов.