Сегодня в Сухуме в Ассоциации работников СМИ состоялась пресс-конференция по дорожно-транспортным происшествиям со смертельным исходом. Руководство МВД и ГАИ республики проинформировали о ситуации и ответили на вопросы журналистов.
За последнюю неделю в Абхазии произошло несколько аварий, унесших жизни семерых человек, в том числе двоих малолетних детей. Эти происшествия всколыхнули общество, в социальных сетях разразилась буря, граждане Абхазии требуют остановить убийства на дорогах и ужесточить меры воздействия на нарушителей.
Министр внутренних дел Аслан Кобахия привел журналистам статистику и прокомментировал ее так:
«За весь послевоенный период, а статистика у нас ведется с 1994-го по десятый месяц 2016 года у нас в стране произошло 3313 тяжелых аварий, в которых люди получили тяжелые увечья и погибли. Погибло в этих авариях 1336 человек, раненых 5221 человек. 1336 – это те, кто погиб прямо во время аварии. У нас еще шесть дней отслеживается состояние человека, который попал в больницу, если в течение этих шести дней человек не умер, то он считается живым. А после шести дней сколько человек погибло в больницах, мы не знаем, можем только догадываться. Так что у нас по жертвам ДТП Гумистинский фронт перекрыт по полной программе. И говорить о том, что когда-то у нас было хорошо, а сегодня – очень плохо, это просто бессовестное заявление!»
Аслан Кобахия проиллюстрировал свои слова цифрами за 23 года. Так, за последние шесть лет статистика погибших в ДТП такова: 2010 год – 69 человек, 2011-й – 72 человека, 2012-й – 71, 2013-й – 67, 2014-й – 61, 2015-й – 75, 2016-й – 66 человек. Количество транспортных средств последние пять лет увеличивается примерно на 1000 единиц в год. На сегодняшний день в Абхазии зарегистрировано 27 000 автотранспортных средств. В летнее время количество машин увеличивается вдвое за счет въезжающих к нам отдыхающих.
Летом на улицах и трассах разгоняться трудно, зато осенью, когда дороги пустеют, приходит другая беда – гонки. По улицам города по ночам на бешеной скорости с форсажем носятся молодые люди, не отдающие себе отчет в том, что они могут стать причиной несчастья, нарушают общественный порядок и не принимают во внимание тот факт, что кроме них в городе есть другие люди.
«ГАИшники в стране совсем не те, каких бы мы хотели иметь», – сказал министр. Проблема в том, что ГАИ на 50% не укомплектована и зарплата у сотрудников в среднем составляет 10 тысяч рублей в месяц.
Профессионалы на работу не идут, и инспекция затрачивает немало усилий на обучение сотрудников, с ними регулярно проводятся занятия.
Министр сообщил, что МВД перешло в режим повышенной готовности, сотрудники в усиленном режиме контролируют республиканскую трассу и улицы города.
Начальник Республиканской ГАИ Наур Смыр включился в разговор и дополнил:
«Имеющимися силами и средствами мы пытаемся перекрывать те или иные аварийно-опасные участки, эти места определены. Если мы усиливаем работу на этих участках, у нас все получается хорошо, без происшествий, но там, откуда мы эти силы выхватили, там получается беда и так далее. Забегая вперед, хочу сказать, что для более эффективной работы существует проект «Безопасный город». Его реализация началась, работа уже идет. Предприятие ООО «Трансбезопасность» представило инвестиционный проект. Его реализация началась именно с трассы Псоу - Ингур, как наиболее важной. Это фото и видеофиксация всех правонарушений».
Более подробно о проекте «Безопасный город» рассказал заместитель начальника ГАИ Батал Агрба:
«Это система повышенной эффективности контроля ситуации на наших дорогах. Она эффективна тем, что выявляет правонарушения, обрабатывает и выдает сотрудникам Госавтоинспекции лист формата А-4 – это документ строгой отчетности. Его плюсы в том, что неотвратимость наказания здесь преобладает, чтобы по отношению к этому документу и правонарушению не было применено постановление – это исключено. В данный момент у нас камеры установлены на трассе, в г. Сухуме, в г. Гагре. Это сделано потому, что эти регионы самые густонаселенные, дороги там очень загружены. Эта система уже работала у нас в пилотном режиме, есть маленькая статистика, скажу вам вкратце, что это нам дало. Люди у нас нарушают в очень большом количестве. Мы проверяли автомобили, проверяли лиц, на которых они зарегистрированы, основная масса нарушителей – это чиновники среднего звена, которые чувствуют, что их к ответственности не привлекут по тем или иным моментам».
Одним словом, руководство МВД надеется, что этот проект создаст такую ситуацию, когда ни один нарушитель не уйдет от ответственности.
Министр пообещал, что вся информация о нарушителях ПДД будет открытой и доступной журналистам.
На вопрос о том, будет ли устанавливаться для злостных нарушителей такая мера наказания, как конфискация автотранспортного средства, министр ответил, что сегодня нет законодательной базы, но проект об ужесточении наказания разработан администрацией президента, его должен принять парламент. В нем предусмотрена возможность ареста и конфискации транспорта за езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
По авариям последней недели, в которых погибли люди, у министра спросили о том, почему все виновные в них водители заключены под стражу, кроме племянника заместителя министра внутренних дел Вячеслава Джугелия Тамаза Джугелия?
Аслан Кобахия сообщил, что надо спросить у суда, почему он принял такое решение.
«Пригласите председателя Верховного суда, районного суда и спросите у них. Ни я, ни Джугелия ничего для этого не предпринимали», – заверил министр.
Журналисты интересовались, можно ли принудительно устанавливать блокировку скорости на все автомашины?
Аслан Кобахия ответил, что для этого нет ни технических возможностей, ни правовой базы, но после того, как будет реализован проект «Безопасный город», в таких мерах необходимость отпадет.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия