Октябрь этого года уже стал трагическим для Абхазии – сводки МВД, как с мест боевых действий: погибшие на месте, скончавшиеся от полученных ран в больнице, смс-рассылки о том, что срочно требуется кровь.
«Не справился с рулевым управлением» – эта весьма деликатная формулировка по отношению к автомобилистам, которые в практике инспекторов ГАИ получили определение «опасный водитель», фигурирует во всех сообщениях МВД. В вечернем эфире национального телевидения «не справился с рулевым управлением» сопровождается видео взлетающих автомобилей и звуками резкого торможения.
Вот как выглядит абхазская недельная хроника ДТП со смертельным исходом. 16 октября, воскресенье, наезд на пешеходов – погибли молодая женщина и ребенок. Через два дня: наезд на пешехода – погибла молодая девушка. 23 октября, воскресенье, в 8 часов утра на пустом городском перекрестке водитель решил не обращать внимания на светофор – четверо погибших. 24 октября пресс-конференция начальника республиканской службы ГАИ перенесена из-за аварии на трассе Сухум – Очамчира. Погиб водитель легковой машины.
Причину национальной трагедии некоторые пытаются объяснить мистическими явлениями – високосным годом, забирающим на исходе жизни молодых людей, культом смерти или еще чем-то из разряда психических отклонений. Но, на мой взгляд, все гораздо проще, и у этой абхазской трагедии есть вполне рациональное объяснение (которое предполагает и выход из дорожно-транспортного тупика) – полное игнорирование водителями транспортных средств правил дорожного движения: высокая скорость, алкоголь, наркотики.
Но самое главное – отсутствие ответственности за совершенные преступления. И общество, и правоохранители весьма лояльны к убийцам за рулем. С нами вместе работают, гуляют, сидят за торжественными столами люди, совершившие несколько убийств за рулем автомобиля. Уклонившись от ответственности первый раз, они через месяц-полтора садятся за руль нового авто, не испытывая даже малейших угрызений совести. Реальность такова: за совершение ДТП со смертельным исходом водителей чрезвычайно редко привлекают к уголовной ответственности, прописанной в законе. Их часто даже не лишают права вождения!
Что касается разговоров о росте количества ДТП, то эта статистика прямо пропорциональна увеличению автомобилей на дорогах республики. И это отнюдь не успокаивает, потому что количество транспортных средств в стране продолжает расти.
Сегодня ситуация настолько серьезна, что если не принять жестких мер по отношению к водителям-самоубийцам, то никакой демографический фонд, обещающий материальную помощь каждой многодетной семье, не решит проблему исчезающего этноса. В дорожно-транспортных происшествиях погибают в основном мужчины-абхазы в возрасте от 20 до 40 лет, к которым бесполезно обращаться с призывами быть предельно внимательными на дорогах и устанавливать «лежачие полицейские», которые без труда проскакивают на большой скорости дорогостоящие автомобили.
Правоохранителям для того, чтобы остановить автомобильных убийц, надо кардинально изменить свое отношение к участникам дорожного движения. Надо навсегда лишить права управлять автотранспортными средствами «особо опасных водителей», алкоголиков и наркоманов. Надо ужесточить надзор за уголовными делами, связанными с ДТП, и изменить возрастные нормы для людей, имеющих право на вождение. Я уверена, что есть и другие меры, которые можно и нужно предпринять.
Когда трагедия приобретает размеры общенациональной, то большинство решений, даже в чем-то противоречащих общепринятым представлениям, будут восприняты обществом положительно. Иногда требуются радикальные меры.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции