В Абхазии начался вывоз ореха-фундука, продажа которого является основной статьей дохода для многих местных жителей. Долгое время действовал запрет на вывоз ореха. С 21 августа 2015 года экспорт, существовавший много лет в виде контрабанды, был легализован. О том, в каких объемах вывозится орех и что получает бюджет от его экспорта, рассказал заместитель Государственного таможенного комитета Ушанги Квициния.
В 2007 году, после событий в Кодорском ущелье, появилось распоряжение президента, наложившее запрет на перемещение товаров с территории Грузии на территорию Абхазии и обратно. В 2013 году экс-президент Анкваб смягчил запрет и сделал исключение для ввоза гуманитарной помощи через абхазо-грузинскую границу, для перемещения грузов на нужды ИнгурГЭС и для перемещения физическими лицами товаров для личного пользования и ручной клади.
В перечне разрешенных для вывоза товаров ореха-фундука не было, поэтому на протяжении почти всего послевоенного периода его экспорт считался незаконным, а государственный бюджет не получал от него никакого дохода.
На практике население вывозило свой урожай ореха нелегально либо через бреши и броды на грузино-абхазской границе, либо благодаря коррупционным и криминальным схемам. Между тем орех-фундук на протяжении многих лет является главной, а в некоторых случаях и единственной статьей дохода для многих жителей Абхазии, особенно этот товар важен для жителей Восточной Абхазии.
В августе 2015 года президент Рауль Хаджимба внес изменение в действовавшее распоряжение и снял многолетний запрет на экспорт абхазского ореха. Практически сразу было издано распоряжение кабинета министров о введении таможенной пошлины на вывоз ореха в размере 35 рублей с 1 кг очищенного ореха и 25 рублей с 1 кг неочищенного ореха. Многие тогда критиковали правительство за столь высокую ставку, но размер ее был связан с тем, что цена на орех три года назад была высокой и составляла более 300 рублей за кг. Это было связано с тем, что в странах, традиционно поставлявших орех на внешние рынки, был неурожай, так как лещина страдала от вредителей. Потом цена резко упала, и вывозить орех из Абхазии при таких таможенных пошлинах стало невыгодно.
Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Ушанги Квициния рассказывает: «Сейчас ставка снижена до 10 рублей. С понижением ставки значительно выросли объемы экспортируемого ореха, что в итоге сказалось и на поступлении платежей. Сейчас пока вывозится в основном орех прошлогоднего урожая – 75-80%, 20-25% – урожая текущего года. Если, допустим, в июне вывозилось всего 43 тонны, в июле эта цифра уже была увеличена до 220 тонн, а в августе вообще рекордный показатель был – 785 тонн. Это через пункты пропуска, расположенные в Гальском районе. Через пост Псоу объемы вывозимого ореха также значительно увеличились: в июне экспортировалось всего лишь порядка восьми тонн, в июле эта цифра выросла до 75 тонн, а в августе – до 120 тонн».
Ореховый сезон в Абхазии обычно начинается в августе. Ушанги Квициния сообщил, что в 2015 году за сезон было вывезено через таможенные посты Гальского района 875 тонн ореха, а через таможенный пункт «Псоу» всего 82 тонны. Экспорт ореха через абхазо-российскую границу упал потому, что с товаров, вывозимых из Абхазии, российская таможня взимает НДС и платежи значительно выше. Сейчас налогооблагаемая база исчисляется со 175 рублей. На внутреннем рынке Гальского района цена за кг ореха сейчас составляет 120 рублей, а на закупочных базах Зугдидского района его закупают по цене 150-160 рублей, поэтому населению выгодно вывозить орех в Грузию.
Ушанги Квициния подвел итоги: «С 1 сентября 2015 года, с момента вступления в силу распоряжения президента Республики Абхазия, за экспортируемый орех в бюджет республики поступила сумма 50 миллионов 550 тысяч рублей. Раньше в виде таможенных платежей ни рубля не поступало, потому что не было экспортной пошлины и не было таможенных сборов за таможенное оформление».
Получается, что из Абхазии вывозится в последние два года примерно по 2 тысяч тонн ореха-фундука в сезон. Но, по заявлениям официальных лиц, в Абхазии собирается примерно от 10 до 15 тысяч тонн ореха ежегодно. Насколько достоверна эта оценка, таможня сказать не может. Таможенники видят только тот орех, который официально вывозится через таможенные посты. Таможенный комитет запрашивал информацию, но ни Министерство сельского хозяйства, ни главы районов не предоставили им информацию о размерах урожая ореха-фундука в Абхазии. По мнению Ушанги Квициния, нужна кропотливая и серьезная работа по инвентаризации ореховых плантаций.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия