В Южной Осетии продолжают обсуждать представленный накануне в Цхинвале доклад российского Центра политической конъюнктуры под названием «Президентская кампания-2017: тест на стабильность». По мнению авторов доклада, фаворитами Москвы являются действующий президент Леонид Тибилов и спикер парламента Анатолий Бибилов. Остальные возможные конкуренты названы аутсайдерами, которых во избежание раскола элит после выборов следует инкорпорировать во властные структуры. По мнению наблюдателей, доклад явно носит рекомендательный характер, поэтому многие назвали его сигналом из Кремля.
Российский политолог Николай Силаев напоминает, что Центр политической конъюнктуры считается аналитической организацией, которая близка к Владиславу Суркову – помощнику президента, который, в том числе, курирует Абхазию и Южную Осетию. Поэтому, убежден Николай Силаев, этот доклад по перспективам президентских выборов 2017 года в республике можно считать сигналом из Кремля к участникам предстоящих выборов:
«Я думаю, что доклад носит не столько академический характер, сколько практический. Он предполагает в форме размышления донести сигнал о том, как в Москве видят эту избирательную кампанию, какой стратегии будут придерживаться. Послание адресовано широким слоям политической элиты Южной Осетии, влиятельным выходцам из республики, которые находятся за ее пределами, в первую очередь в России, и которые могли бы играть какую-то свою игру на этих выборах.
– Т.е. здесь не нужно слишком уж углубляться в анализ документа, а просто отнестись к нему как к демонстрации симпатий?
– Да, как к демонстрации симпатий, позиции Старой площади по президентским выборам.
– Наверное, некоторые потенциальные участники должны воспринять этот доклад не просто как сигнал, но как предостережение?
– На самом деле это послание в мягкой форме. Здесь нет каких-то заявлений официальных лиц, людей, которые находятся на государственных должностях. Здесь нет каких-то знаковых встреч с теми или иными кандидатами. Сигнал в форме дипломатичного пожелания. Я помню историю 2010 года, когда в Южной Осетии обсуждались внесения изменений в Конституцию, чтобы тогдашний президент Кокойты мог остаться на третий и последующие сроки. Это был редчайший случай, когда глава администрации президента РФ Нарышкин публично высказался по поводу этих планов. Он крайне редко делал публичные заявления. Вот тогда прозвучало жесткое предостережение, а экспертный доклад – это действительно мягкое пожелание».
Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев говорит, что все московские эксперты читают как мантру, что главная цель Москвы на выборах в Южной Осетии – обеспечить стабильность процесса, не допустить, чтобы выборы вылились в политический кризис. И разрабатывают некий план: кто должен победить, а кого, проигравшего, устроят на хорошую работу, чтобы не возмущался и не баламутил народ.
А что если выборы пройдут не так, как рекомендовано из Москвы? Ну, возьмет непредсказуемый югоосетинский избиратель и отдаст предпочтение другому кандидату, что тогда? А тогда, говорит Роланд Келехсаев, возникает еще одна угроза стабильности, с которой уже сталкивались южане и которая не прописана в представленном докладе. Это возможное вмешательство кураторов, которые должны эту самую стабильность обеспечить, говорит Роланд Келехсаев:
«Проблема в том, что если есть установка сохранить стабильность, то ее будут спасать любой ценой, даже если этой стабильности ничего не угрожает. Что угрожало стабильности в ноябре 2011 года, когда кураторы отменяли итоги выборов президента? Что такого катастрофического могло случиться, если бы президентом стала Алла Джиоева? Но кураторы тогда решили, что надо сохранить стабильность и сами спровоцировали кризис. У нас теперь выборы 2011 года стыдливо называют исключением. Но на самом деле исключение состоит в том, что они проходили под контролем кураторов, радеющих за стабильность».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия