В Цхинвале продолжают обсуждать предложения по изменению избирательного законодательства, которые ЦИК направил на рассмотрение в парламент. По мнению ряда югоосетинских экспертов, ужесточение требований к кандидатам в президенты может привести к неожиданной реакции граждан Южной Осетии.
Инициатива предполагает увеличить количество делегатов политической партии, необходимых для выдвижения кандидата на должность президента Республики Южная Осетия, увеличить число собираемых в поддержку выдвижения подписей с 1000 до 5000. Кроме того, кандидаты в президенты будут обязаны соответствовать новому определению «ценза оседлости».
Югоосетинский политолог Дина Алборова вспоминает, что пару лет назад убрать графу «ценз оседлости» обещали оба кандидата в президенты: и нынешний глава государства Леонид Тибилов, и спикер парламента Анатолий Бибилов. Однако ужесточение правил для будущих кандидатов в президенты по-прежнему рассматривается обеими ветвями власти. Это может помешать появлению новых лидеров, считает политолог Дина Алборова:
«Нам необходимы новые лидеры, необходима новая кровь. Все уже знают потенциал и одного кандидата, и второго кандидата. И мы, таким образом, не сможем увидеть других, новых кандидатов. В этой связи всегда приводят в пример предыдущие президентские выборы, где количество кандидатов зашкаливало. Но это – не пример. Все равно могут появиться новые здоровые силы, я в это верю. Наоборот, нужно создавать законодательно такие условия, когда бы молодые, перспективные, образованные, патриотично настроенные люди, у которых есть свое видение развития Южной Осетии, могли бы попробовать себя в этом качестве».
Алборова обозначает недавние поправки в закон о политических партиях и последние инициативы ЦИК словами «ограничения» и «недопуск». При этом, продолжает эксперт, граждан давно уже не волнуют все эти предвыборные перипетии:
«Население устало от всего этого, люди устали, потому что сегодня нет необходимости в таких телодвижениях. Это все отвлекающие маневры. Сегодня надо решать социально-экономические проблемы. Люди продолжают уезжать из Южной Осетии. Сегодня у нас все на нуле. И вместо того, чтобы обратить все свое внимание, и президентское, и спикерское, и всех наших структур – общественных и политических – на решение задач по облегчению жизни людей, чтобы жизнь у населения стала достойнее, вместо этого, решаются вопросы, кого не пропустить, чтобы, не дай бог, появился новый кандидат. Конечно же, это все вопросы личных политических амбиций, и от этого еще противнее».
Югоосетинский эксперт Алан Джуссоев делится с «Эхом Кавказа». Обычные граждане республики понимают инициативы по изменению избирательного законодательства следующим образом: «будет два основных кандидата на президентских выборах и три-четыре технических кандидата, которые не смогут составить им конкуренцию». При этом эксперт подчеркивает: поправки в закон и волеизъявление народа – это две разные вещи. Продолжает Алан Джуссоев:
«У нас может быть идеальный закон, у нас могут быть идеальные кандидаты, но одни и те же лица во власти более 10 лет, они… Я не буду сейчас употреблять такое слово, как «приелись», но они слишком долго во власти, а коэффициент полезного действия от этих лиц, на мой взгляд, небольшой. И вот эту градацию, разделение, надо делать всегда, потому что есть правовая сторона, а есть реальная, в которой живут все. И здесь, на мой взгляд, есть две угрозы. Первая угроза – это то, чего все боятся: 2011 год, и люди выйдут с протестами, во что я не верю, но угроза сохраняется. И более реальная угроза – это то, что люди на выборы вообще не придут».
Хотя возможный срыв президентских выборов, по мнению Джуссоева, может в итоге расчистить политическое поле для новых лиц, ведь персоны из затертой колоды автоматически не смогут больше в них участвовать.
Есть еще одна «угроза», о которой заговорили в югоосетинском обществе после распространения информации о возможном ужесточении требований к кандидатам в президенты: если вдруг, минуя все преграды, в кандидаты пробьется «серая лошадка», никак не связанная с властными структурами, то народ даже поможет собрать ей необходимые 5000 голосов.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия