Accessibility links

«Невъездные» жители


Как рассказывают уроженцы осетинских сел Казбегского района, многим из них после прохождения паспортного контроля на КПП «Дарьял» грузинские пограничники отказывают во въезде
Как рассказывают уроженцы осетинских сел Казбегского района, многим из них после прохождения паспортного контроля на КПП «Дарьял» грузинские пограничники отказывают во въезде
ВЛАДИКАВКАЗ---Сегодня во Владикавказе состоялась пресс-конференция, на которой выходцы из осетинских сел Казбегского района Грузии обратились к международным правозащитным организациям с просьбой дать правовую оценку действиям правительства Грузии по отношению к коренным жителям района - осетинам. Люди просят помощи в восстановлении прав на свободный доступ к местам своего проживания в Грузии, на владение и управление имуществом и земельными угодьями.

Казбегский район, простираясь на юг и север от Главного Кавказского хребта, ранее составлял восточную часть исторической Осетии – Дарьяльское, Тырсыгомское, Гудское ущелья и Кобскую долину. Осетины жили здесь вплоть до 2006 года. Шесть лет назад, когда российская сторона закрыла границу с Грузией, жители сел, а это в основном российские граждане, переселявшиеся из-за холодных природных условий на зиму в Северную Осетию, не смогли вернуться обратно в Грузию. В Казбегском районе находится около 30 осетинских селений, но практически все их население - а это более двух тысяч человек - вынуждены проживать в Северной Осетии. В опустевших селах остались лишь единицы. Ситуация не изменилась и после отмены в 2010 году Грузией визового режима для жителей республик Северного Кавказа. Как рассказывают уроженцы осетинских сел Казбегского района, многим из них после прохождения паспортного контроля на КПП «Дарьял» грузинские пограничники отказывают во въезде. Причин отказа не называют, ссылаясь на некий список «невъездных» осетин.

«Невъездные» жители
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:28 0:00
Скачать


Вот как характеризуют ситуацию сами уроженцы осетинских сел Казбегского района. В распространенном сегодня обращении, в частности, говорится: «…Для труднодоступных осетинских селений, где сложилась традиция сезонного пребывания жителей, поставлена задача полного уничтожения... После августовской войны 2008 г. многим осетинам запрещен въезд на территорию Трусовского ущелья, где разрушаются наши дома, несколько десятков полностью обезлюдели».

Уроженцу селения Коби Руслану Туаеву 68 лет. Как он говорит, политикой никогда не занимался. Работал в Казбеги в колхозе, занимался животноводством. После закрытия границы не смог вернутся из Северной Осетии в Грузию.

Руслан Туаев обрадовался, узнав, что Грузия отменила визовый режим: «В прошлом году хотел поехать. Я родился в Коби. Все мои предки там родились и похоронены. Российскую таможню проехал, а на грузинской остановили. Проверяли около трех часов. Я даже хотел уже обратно вернуться, но они обнадеживали: подождите, сейчас ответ из Тбилиси придет. В результате пришел отказ. Пограничники отказались пропускать меня на мою родину, домой, не объяснив причины. В Трусовском ущелье 13 осетинских селений, и ни в одно нам не разрешают проехать».

Участники пресс-конференции рассказали, что в середине Трусовского ущелья установлен еще один контрольно-пропускной пункт, перекрывший дорогу к остальным селам. Поэтому, даже проехав, например, в Коби, попасть в села, расположенные в глубине ущелья, многие не могут. На дополнительном КПП действуют еще более жесткие ограничения для осетин.

Кроме обращений к международному сообществу, в преддверии президентских выборов в России мои собеседники подготовили отдельное обращение к кандидату в президенты Владимиру Путину. Говорит выходец из селения Джимара Трусовского ущелья Урузмаг Березов: «Мы обращаемся также к кандидату в президенты России Владимиру Путину с просьбой дать свою оценку действиям грузинского руководства, потому что нас не пускают на свою родину в Трусовское ущелье. Мы хотим навестить свои села, свои святилища, могилы предков. Мы добиваемся лишь того, чтобы нам позволили посещать свободно и беспрепятственно наши дома. Так как мы лишены грузинского гражданства, на постоянное место жительства возвращаться в Грузию мы пока опасаемся», - говорит Урузмаг Березов.
XS
SM
MD
LG