Если новый правящий режим Сирии продолжит враждовать с Израилем, то вряд ли стране будет гарантирована помощь США, и тогда переходному правительству придется опираться на других союзников, пишет Голос Америки.
На этой неделе произошло сразу несколько событий, которые непосредственно касались будущего Сирии. В сенатском Комитете по международным отношениям состоялось заседание на тему «Сирия после Асада». В Париже прошла международная конференция, на которой западные страны, включая США, обсуждали, снимать ли с Сирии санкции или пока подождать, — учитывая то, что Сирия крайне важна для стабильности на Ближнем Востоке. А лидер России Владимир Путин в первый раз с момента свержения Башара Асада переговорил по телефону с новым лидером Сирии — Ахмедом аль-Шараа.
Половина сирийцев не доедают, около 80% живут за чертой бедности
Как сообщили в Кремле, беседа президента России и главы переходного правительства Сирии была «конструктивной». Сирия открыта для сотрудничества, а Россия — для предоставления Сирии гуманитарной помощи. Джошуа Ландис, профессор университета Оклахомы, глава факультета изучения Ближнего Востока, считает, что Россия нужна Сирии.
«Мне кажется, Сирия будет нуждаться в России по той же причине, по которой она развернулась к России в 50-х годах прошлого века, — сказал Ландис в интервью «Голосу Америки». — Потому что США все равно будут врагом этого режима, как ни крути, так как США — всегда на стороне Израиля. То есть США не будут посылать оружие и помогать Сирии восстанавливать ее армию».
России стратегически важно иметь присутствие в Сирии — чтобы не терять влияния на Ближнем Востоке и в Африке, отмечают эксперты. Первая беседа Путина и аль-Шараа примечательна еще и тем, что именно Ахмед аль-Шараа собственноручно с оружием изгнал Башара Асада — который теперь скрывается в России.
«Конечно, тут есть проблемы — Россия укрывает Башара Асада и его семью, — говорит профессор Ландис. — И, предположительно, хранит миллиарды долларов Асада в российских банках и в российской недвижимости. Ахмед аль-Шараа может потребовать, чтобы все это вернули Сирии. Так что проблем много — еще и та, что большинство сторонников аль-Шараа просто терпеть не могут Россию, видят в ней настоящего врага, который их бомбил и убивал. И это будет непросто преодолеть».
В Сирии на данный момент много проблем — особенно экономических. Половина сирийцев не доедают, около 80% живут за чертой бедности. За 14 лет гражданской войны страна оказалась разрушена настолько, что, по оценкам ООН, на ее восстановление потребуются годы — и примерно 400 миллиардов долларов.
Во время прошедшего на этой неделе заседания американского Сената по национальным отношениям сенатор-республиканец от штата Айдахо Джим Риш заявил, что после падения режима Асада отношения с Сирией представляют дилемму для американских политиков: как можно взаимодействовать с Сирией и при этом охранять национальные интересы США?
«Это выбор между возможностями и рисками, — сказал сенатор Риш. — Слишком тесное взаимодействие может создать больше рисков в области безопасности, а, наоборот, отсутствие взаимодействия или если его будет слишком мало — может дать России и Ирану возможность опять приобрети значительное влияние; это также может послать сигнал, что США не заинтересованы в Сирии, что будет совершенно неверно. Необходимо понимать, что отменить санкции слишком поспешно — это опасно».
Несколько дней назад Ахмед аль-Шараа назначил семь представителей комитета, который займется подготовкой конференции «национального диалога». Двое членов комитета — женщины, одна мусульманка, другая христианка, остальные пятеро — мужчины, члены исламистских группировок, свергших Асада. Пока в комитете нет ни алавитов, ни курдов, ни друзов.
«Мне кажется, нужно смотреть на их действия, а не на слова, — сказал о новом правительстве Сирии специалист по Сирии в Atlantic Council Кутаиба Идлби. — На сегодняшний день переходное правительство показало, что оно всерьез намерено двигаться вперед. Гражданская война в Сирии продолжалась 14 лет. И то, что переходное правительство смогло сделать нынешний период относительно бескровным, — впечатляет. Впечатляет дисциплина, которую демонстрируют и бойцы, и вообще все сирийцы».
По словам Идлби, администрация президента Трампа еще не определила окончательно свою политику в отношении Сирии и не решила, выводить ли оттуда американские войска. Американских военных там около двух тысяч — они поддерживают Сирийскую демократическую армию курдов и контролируют сирийские месторождения нефти.
«Если США будут вести правильную политику, у них в Сирии будет большой потенциал — в борьбе с “Исламским государством” и в построении долгосрочного партнерства с сирийскими властями для этой борьбы, — сказал Кутаиба Идлби в интервью «Голосу Америки». — А также в области перегруппировки американских сил для укрепления военных позиций Запада в регионе… И этот потенциал может быть реализован, если будет достигнуто соглашение о том, чтобы Россия ушла из Сирии, а присутствие США в Сирии укрепилось».
На международной конференции в Париже, которая состоялась 13-го февраля, 20 европейских и арабских стран подписали меморандум, в котором согласились помогать становлению новой Сирии. США меморандум не подписали, объяснив это тем, что продолжают формировать политику в отношении Сирии.
Сирия, в свою очередь, надеется на отмену международных санкций, наложенных на страну во время правления Башара Асада. Международное сообщество выражает добрую волю — но выжидает и наблюдает. Новый лидер Сирии Ахмет аль-Шараа еще десять лет назад был лидером «Аль-Кайды» в Сирии и воевал в Ираке на стороне так назывыемого «Исламского государства». Сегодня он обещает построить в Сирии парламентскую демократию, где будет место сирийцам всех национальностей и вероисповеданий.
Джошуа Ландис считает, что на данный момент аль-Шараа в Сирии — единственный влиятельный лидер.
«Ахмет аль-Шараа сегодня национальный герой, — сказал Джошуа Ландис в интервью «Голосу Америки». - Он повел армию и изгнал Асада. Он - единственный человек, известный по всей стране. У него есть то, что мы называем “революционной легитимностью” — он как Джордж Вашингтон или Ататюрк. В нем видят спасителя, надеются, что он снова объединит Сирию и покажет дорогу вперед. А в Сирии надежды не было уже давно. Так что если Запад начнет его наказывать и слишком многого требовать — и демократии, и равенства, и законности — и если с Сирии не снимут санкции, то у аль-Шараа ничего не получится. И в Сирии ничего не получится».
Последние события в США вокруг Агентства по международному развитию (USAID), которое администрация Трампа намерена ликвидировать, по мнению экспертов, отразятся на гуманитарной ситуации в Сирии.
«Закрытие USAID, конечно, будет заметно в краткосрочной перспективе, особенно для американо-сирийских гуманитарных организаций и их сотрудников в Сирии — они зависят от американских налогоплательщиков в предоставлении гуманитарной помощи сирийцам. Это почти полмиллиарда долларов в год», — рассказал Кутаиба Идлби из «Атлантического Совета».
Однако эксперт убежден, что даже если USAID закроют, то помощь Сирии может продолжать поступать из американского Госдепартамента. Напомним, что на севере Сирии располагаются лагеря, в которых содержатся тысячи бывший боевиков так называемого Исламского государства (ИГИЛ), а также их родственники. В рамках кампании по борьбе с ИГИЛ США финансировали работу этих лагерей и содержание подозреваемых в терроризме.
«Мне трудно представить, что госсекретарь США примет решение перестать финансировать содержание лагерей, в которых содержатся задержанные боевики “Исламского государства”, — сказал Кутаиба Идлби. — На слушаниях в Сенате по утверждению кандидатуры госсекретаря США Марка Рубио четко прозвучало, что США будут продолжать кампанию по освобождению северо-востока Сирии от влияния этой исламистской группировки».
Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d3r2aosv5n4bpt.cloudfront.net/следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: