Российские власти Крыма «национализируют» очередные объекты украинских собственников. Что об этом известно, для чего это надо подконтрольным Кремлю крымским чиновникам, какие могут быть последствия – во всем этом разбирались Крым.Реалии.
Имущество 114 «недружественных» юридических и физических лиц «национализируют», сообщил на прошлой неделе председатель российского парламента Крыма Владимир Константинов.
«В ближайшее время Государственный Совет (российский парламент Крыма – КР) примет решение о национализации ряда объектов, принадлежащих врагам Крыма и России. В новом перечне – 114 наименований, которые включают более 720 объектов движимого и недвижимого имущества», – заявил Константинов.
Среди них спикер назвал АО «Пивобезалкогольный комбинат «Крым», объекты ООО «Дельфинарий Немо» в Феодосии, Судаке и Алуште, ООО «Сакские минеральные воды», ООО «Санаторно-курортный комплекс «Зеленый мыс» в Алупке. Также под национализацию попадет имущество семьи львовского бизнесмена Олега Геншафта, экс-депутата Верховной Рады Украины, украинского экс-министра труда и соцзащиты Людмилы Денисовой и, по словам Константинова, «многих других граждан зарубежных стран, наносящих своими действиями вред нашей республике и стране».
Константинов пообещал направить средства от продажи этих объектов «на поддержку бойцов на СВО («специальной военной операции» – так в России, на оккупированных ею территориях и аннексированном Крыму называют войну, развязанную Москвой против Украины – КР) и их семей», а также на развитие Крыма.
Плановый грабеж
Позже Владимир Константинов уточнил в своем телеграм-канале, что «с учетом нового проекта постановления о внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым №2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» за последние годы в собственность Крыма перешло имущество более 410 граждан и государств, совершающих в отношении России недружественные действия, национализировано свыше 4200 объектов движимого и недвижимого имущества».
После аннексии Крыма Россией в 2014 году российские власти региона неоднократно проводили так называемую «национализацию» имущества, принадлежащего украинским государственным и частным владельцам.
Первый крупный этап произошел в 2014 году, когда российские власти Крыма «национализировали» украинские предприятия, банки, санатории и недвижимость, ранее принадлежавшие украинскому государству. Среди них были, например, предприятия «Черноморнефтегаз» и «Массандра».
На фоне полномасштабной войны РФ против Украины российские власти усилили процесс изъятия имущества. В 2023 году Константинов заявлял о «национализации» более 2500 объектов. В этот перечень вошли, в том числе, активы бизнесмена Игоря Коломойского, здание Меджлиса крымскотатарского народа и квартира супруги президента Украины Елены Зеленской.
В числе реализованных объектов такие, как квартира Зеленского в Ялте, недвижимое имущество «Виллы Елены»Лариса Кулинич
В конце января 2025 года российские власти Крыма заявили, что получили 4,8 млрд рублей от продажи «национализированного» в Крыму имущества украинцев. Об этом сообщила российский министр имущественных и земельных отношений Крыма Лариса Кулинич.
«В числе реализованных объектов такие, как квартира Зеленского в Ялте, недвижимое имущество «Виллы Елены», торгового комплекса «Бакалея», отеля «Тысяча и одна ночь» в Ялте, гостиницы «Европа» в городском округе Алушта и ряд других объектов», – отметила она.
Кулинич также заявила, что за счет «национализации» в прошлом году состав комплекса Распорядительной дирекции имущества Крыма пополнился более чем тысячей объектов, среди которых продуктовые базы, торговые центры, офисные помещения, кинотеатры и т.д.
Ранее заместитель постоянного представителя президента Украины в АРК Денис Чистиков заявил, что в Крыму за 2024 год российскими властями было «национализировано» имущество 560 физических и юридических лиц, а в Севастополе «национализировали» 135 зданий.
В конце ноября минувшего года российский глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что за счет продажи «национализированного» имущества в 2024 году получено 2,7 млрд рублей.
В целом реализация национализированного имущества принесла в бюджет свыше 4,5 млрд рублейСергей Аксенов
По словам Аксенова, вырученные средства якобы расходуются на поддержку участников войны против Украины, а также установку модульных спортзалов в школах, ремонт домов культуры и сельских стадионов.
«В 2022–2024 годах в перечень такого имущества вошло порядка 3,5 тыс. объектов, из которых 1 200 – в текущем году. За его аренду в бюджет региона поступило более 392 млн рублей. Из них 75 % – в этом году. В целом реализация национализированного имущества принесла в бюджет свыше 4,5 млрд рублей», – заявил он.
Иными словами, за 2024 год за счет грабительской «национализации» выручено 60 процентов от суммы за 2022 – 2024 годы, то есть процесс идет по нарастающей.
Для выявления имущества людей, покинувших регион из-за оккупации, россияне подключили поставщиков коммунальных услуг и бюро инвентаризацииЦентр национального сопротивсления
Кроме того, в Крыму российские власти начали процедуру выявления имущества покинувших полуостров крымчан для дальнейшей его передачи российским военным и их семьям. Об этом в октябре прошлого года сообщил украинский Центр национального сопротивления (ЦНС).
«Для выявления имущества людей, покинувших регион из-за оккупации, россияне подключили поставщиков коммунальных услуг и бюро инвентаризации. В случае обнаружения такого имущества оккупанты объявляют свою администрацию «единственным наследником», – сообщает ЦНС.
В ЦНС также отмечали, что на тот момент такая практика наблюдалась на севере Крымского полуострова.
Но якобы «законный» отжим собственности украинцев и украинских фирм – это еще не все. Подконтрольные Кремлю власти Крыма замахнулись на имущество иностранных государств, которые Россия считает «недружественными». Замахнулись пока виртуально, но процесс, судя по всему, запущен.
Так, в октябре 2024 года Константинов заявил, что российские власти намерены найти и «национализировать» имущество Финляндии в аннексированном Крыму в качестве ответа на арест активов РФ по крымскому иску «Нафтогаза».
«Мы поищем что-нибудь связанное с Финляндией в Крыму. Этим и займемся. Опыт национализации имущества русоненавистников у нас имеется. Он не виртуальный, а вполне реальный. Попробуем распространить его и на имущество новоиспеченного члена НАТО», – сообщил Константинов. По его утверждениям, в поле действия российского правосудия есть активы Финляндии.
«Национализация» по понятиям
Развернувшаяся после 2014 года в аннексированном Крыму так называемая «национализация» имущества вызвала удивление даже у российских юристов.
В ходе первого этапа «национализации» в Крыму – она длилась чуть менее года – в собственность республики и Севастополя было передано имущество около 480 предприятий и организаций.
При этом, в Конституции РФ понятие «национализация» не закреплено. Общее понимание этого института описано в ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса (ГК) РФ как «обращение в госсобственность имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц». Оно может производиться только путем принятия специального закона с обязательным возмещением стоимости имущества и других убытков, а все возникшие споры разрешаются судом (ст. 306 ГК РФ).
Интересно, но до сих пор в России не принято ни одного закона о национализации чего-либо, хотя проекты таких документов неоднократно вносились в Государственную думу РФ.
Ст. 35 Конституции РФ предусматривает, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», принудительное отчуждение для государственных нужд также «может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».
Помимо национализации есть и другие способы принудительного изъятия имущества у собственника, но все они предполагают выплату компенсации, кроме случаев конфискации (то есть санкции за совершенное правонарушение) или нарушений специальных законов (например, о противодействии терроризму). В ситуации с крымской «национализацией» ни в одном акте об изъятии имущества и передаче его в собственность республики не говорится о выплате компенсации бывшим собственникам.
После отъема крымской собственности украинцев поднялась серьезная международная волна возмущения по поводу нарушения Россией базовых принципов права частной собственности. В результате в июне 2016 года правительство России поручило властям Крыма разработать механизм возврата части национализированного имущества после «присоединения» полуострова. Решение принято «в целях исключения нарушения прав граждан и организаций». Однако о применении данного механизма до сих пор неизвестно.
В 2017 году Конституционный суд РФ рассматривал иск крымских компаний «Дайвинг-Центр «Соляриус», «ФОРМАТ-ИТ» и «Промхолдинг» о незаконной национализацию их имущества российскими властями Крыма.
Речь шла о бывшем имуществе Минобороны Украины, в том числе о санатории «Ялтинский». В Конституционном суде РФ, если рассказывать коротко, заявили, что санаторий выбыл из собственности МО Украины якобы незаконно, а заявители являются недобросовестными.
«При таких обстоятельствах все свидетельствует о недобросовестности заявителей. Они не могут быть признаны достойными судебной защиты, тем более в высших судебных инстанциях», – сказала в выступлении судья Верховного суда Наталья Павлова.
Судебный прецедент отказа собственникам имущества был создан.
А в декабре 2020 года президент России Владимир Путин подписал пакет законов, устанавливающих приоритет Конституции РФ над международными соглашениями и договорами.
Юридически ничтожные действия российских властей
После начала полномасштабного вторжения российской армии в Украину власти России в вопросе «национализации» пошли еще дальше. В апреле 2022-го российский парламент Крыма внес в Госдуму РФ законопроект о национализации собственности, которая по состоянию на 24 февраля текущего года находилась в собственности граждан недружественных стран.
Впрочем, этот закон принят не был, а российские власти Крыма продолжили изъятие имущества украинских собственников по старой схеме. И действиями чиновников возмущаются, в том числе, и российские юристы.
«Уважаемый Сергей Валерьевич (Аксенов – КР), не забыли ли в вашем ведомстве случайно, что в Крыму действуют законы России? Для преступников в России есть Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, в соответствии с которыми имущество можно конфисковать исключительно по обвинительному приговору суда и только в доход России, а не Совмина Крыма. Для любых иных случаев – Гражданский кодекс и в соответствии с ним исключительно по решению суда. Санкции в соответствии с 281-ФЗ может вводить только президент России. Так кем из них вы себя считаете? Законом, Конституцией или президентом России?» – написала в комментарии к посту Аксенова судебный эксперт Межрегионального центра судебной экспертизы и оценки в Симферополе Наталья Эпишко.
А в Украине мнение о происходящем в Крыму однозначное. Причастных к так называемой «национализации» имущества граждан Украины в аннексированном Крыму можно привлечь к уголовной ответственности на международном уровне, рассказал аналитик «КрымSOS» Евгений Ярошенко.
«Международный Уголовный Суд (МКС) может привлечь к индивидуальной уголовной ответственности причастных к «национализации» имущества как военного преступления, совершенного на оккупированной территории. Если оккупанты «национализировали» имущество до 16 сентября 2022 года, пострадавшие могут подать индивидуальную жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) против России относительно нарушения «права на мирное владение своим имуществом», – рассказал Евгений Ярошенко.
16 сентября 2022 года Россия прекратила быть государством-участником конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d1ubbn4c43aona.cloudfront.net/следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: