Меньше чем за год собственник частных зоопарков в аннексированном РФ Крыму Олег Зубков, по его словам, совершил 6 поездок в оккупированные российскими войсками регионы материковой Украины и вывез оттуда около 100 животных, в том числе редкие виды из национального заповедника «Аскания Нова». Рейды Зубкова незаконны, – убеждены зоозащитники.
По мнению самого Олега Зубкова, едва выжившего после нападения льва, вывезенного из Мариуполя, он спасает животных от войны. Эвакуирует их из так называемых серых зон либо с оккупированных территорий Украины, где животным грозила опасность.
Это, действительно, преступление, это незаконные действияМарина Суркова
«Смотрите, во-первых, мы понимаем, что Россия сама развязала войну и сама от своих незаконных действий спасает животных или как это? Это все равно, что маньяк сам бы от себя спасал свою жертву, а потом над ней издевался. Это вообще, знаете, такая отмазка. В Гааге все равно его будут судить за международные преступления. Поэтому, как бы они не объясняли, прикрываясь благими целями свои преступные действия, но преступление остается преступлением по существу. Они его никак не смогут оправдать. Это точно так, как они воруют наших детей, тоже оправдывают, что они их спасают от войны», – парирует председатель Ассоциации зоозащитных организаций Украины, председатель юридического департамента ОО URSA Марина Суркова.
Просто так перевозить диких животных и особенно исчезающие виды из одного места в другое нельзя, объясняют специалисты. Нужно получить разрешение. В случае Зубкова это разрешение украинских инстанций, которым подконтрольны зоопарки и заповедники. страны.
Это будет сбыт имущества, заведомо добытого преступным путемАнастасия Гевчук
«Министерство защиты окружающей среды рассматривает, можно ли вывезти такое животное, не повредит ли это нашей окружающей среде. Принимающая сторона определяет, не повредит ли это окружающей среде принимающей стороны, какие последствия будут. А просто взять и забрать животное из природного заповедника, понимаете, это вообще нонсенс. Это, действительно, преступление, это незаконные действия. Любое животное – это, во-первых, имущество нашей страны, это собственность нашего народа. И, во-вторых, животное – это живое существо, особенно, если оно там редкое, то оно находится еще и под защитой международного законодательства», – объясняет Марина Суркова.
Тем более нельзя вывозить диких животных в другие страны. Для этого нужно получить разрешение СИТЕС – международной конвенции, подписанной в Вашингтоне еще в 1973-м году. Осенью прошлого года Зубков пытался продать тигра Шерхана, ранее вывезенного из Донецка, в Китай. Но в Беларуси их задержали за незаконное пересечение границы. Даже попытка продажи животного уже была незаконной, объясняют юристы. Это нарушение международных норм.
«Это будет сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. То есть, это еще одна квалификация. Если мы говорим об ответственности человека, например, о расследовании, то это будут две статьи. То есть он не может незаконное имущество продавать просто так. Это все равно нарушение», – говорит адвокат и юрист ОО UA ANIMALS Анастасия Гевчук.
В прошлом году Зубков приезжал в биосферный заповедник «Аскания-Нова» в Херсонской области. Договорившись с российским руководством парка, увез с собой в Крым животных.
Во-первых, статья о военных преступлениях 438-я Уголовного кодекса и международное гуманитарное правоАнастасия Гевчук
«В 2024 году также в рамках подписанных [соглашений] – они там какие-то соглашения подписали с Ялтинским зоопарком «Сказка» и парком львов «Тайган» – также было из коллекции зоологического парка «Аскании-Нова» в Крым вывезено 3 особи серой украинской породы крупного рогатого скота и 12 особей зебры Чапмана тоже были вывезены. Все это было сделано с нарушением нашего украинского законодательства, поэтому мы выносили на нашу комиссию. Есть у нас комиссия по определению вреда, причиненного в результате вооруженной агрессии», – рассказывает и.о. директора Департамента защиты окружающей среды и природных ресурсов Херсонской ОГА Ольга Филина.
По словам Ольги Филиной, никаких разрешений на вывоз животных Олег Зубков не запрашивал. Хотя должен был.
Это просто воровство. Это откровенно, даже не кража, а грабеж или даже разбой с применением оружияМарина Суркова
«Согласно законодательству Украины, когда идет обмен или продажа животных в объекты природного заповедного фонда, в обязательном порядке следует получать разрешения, лимиты. Есть научные обоснования, есть заседание совета научно-технического объекта природного заповедного фонда и там решается вопрос, не принесет ли это вред, не нанесет ли вред развитию, потомству, обновлению и в таком ракурсе», – объясняет Ольга Филина.
Несанкционированный вывоз или же присвоение животных из национального парка можно также трактовать как нарушение международных норм.
«Во-первых, статья о военных преступлениях 438-я Уголовного кодекса и международное гуманитарное право: Женевская конвенция, Гаагская конвенция и Римский устав Международного уголовного суда. Они предусматривают индивидуальную, в том числе, уголовную ответственность за военные преступления такие как мародерство и равно и незаконное присвоение имущества. И туда, в это незаконное присвоение имущества, включаются, собственно, и культурные ценности, и национальные ценности. И туда также могут включаться зоологические коллекции», – объясняет Анастасия Гевчук.
«Их перевозят, размещают на карантине, потом еще где-то дальше везут. Зачем? Я не понимаю, зачем? Развязали на одной территории войну для того, чтобы перевезти? Это просто воровство. Это откровенно, даже не кража, а грабеж или даже разбой с применением оружия. Это завладение чужим имуществом с применением насилия, оружия, и все. Это еще более тяжкое преступление, чем воровство», – убеждена председатель Ассоциации зоозащитных организаций Украины, председатель юридического департамента ОО URSA Марина Суркова.
После полномасштабного вторжения России многие украинские зоопарки оккупированы: в Геническе, Бердянске, Мариуполе, Васильевке Запорожской области; или же серьезно разрушены, как зоопарки «Фельдман-Экопарк» на Харьковщине или в Новой Каховке. Мы связались с пресс-службой парка львов «Тайган», попросили прокомментировать ситуацию Олега Зубкова. Редакция Крым.Реалии готова предоставить ему слово в любой момент.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: