Левобережная Херсонщина и часть Запорожской области остаются в оккупации уже четвертый год. Назначенный Россией управлять захваченной частью Херсонщины Владимир Сальдо регулярно заявляет, что российская армия якобы снова захватит Херсон, правобережную часть области, а также продвинется на весь юг Украины.
Проект Радіо Свобода «Новости Приазовья» проанализировал вместе с экспертами:
- Возможно ли освободить оккупированные территории юга военным путем?
- Что для этого нужно Силам обороны Украины?
- Могут ли захваченные территории Херсонской и Запорожской областей вернуться под контроль Украины в результате переговоров?
Российская армия стремительно захватила территории Херсонской и Запорожской областей в начале полномасштабного вторжения в 2022 году. Захватчики пошли в наступление из аннексированного Крыма через Перекоп и Чонгар на материковую Украину. В течение первых дней наступления военные РФ заняли несколько крупнейших городов Херсонщины на левом берегу Днепра.
Речь идет о Геническе, Скадовске, Олешках, Каховке, Новой Каховке и Голубой Пристани.
В начале марта российская армия захватила областной центр – Херсон.
В то же время оккупанты продвигались и захватывали населенные пункты Запорожской области. Под контролем России оказались Мелитополь, Бердянск, Энергодар, Пологи и другие города и села региона.
Правобережную часть Херсонщины Силы обороны Украины освободили в ноябре 2022 года.
В первую годовщину деоккупации города президент Владимир Зеленский в своем видеообращении подчеркнул, что Украина, так же как и о Херсоне, не забывает о других населенных пунктах, занятых оккупантами.
«Пробивание сухопутного коридора»
Украинский военный эксперт Сергей Грабский сказал «Новостям Приазовья», что деоккупация юга является стратегической целью для Украины.
«Пробивание сухопутного коридора, то есть к морю, раздел, как говорится, группировки российских войск и освобождение Крыма. После этого, скажем так, освобождение Донбасса переходит больше в политико-военную, чем в военную операцию, о которой мы сейчас говорим. Что может стать предпосылкой? Ну, четкое понимание того, с чем мы имеем дело», — говорит он.
Грабский напоминает, что на юге российская армия имеет хорошо подготовленные инженерно-фортификационные сооружения и серьезные укрепления, которые позволяют небольшими силами удерживать позиции.
«Мы имеем дело с противником, который не испытывает дефицита в личном составе, который не испытывает дефицита в том вооружении, которое позволит ему удерживать эти позиции в случае нашего давления туда. Почему я обращаю на это внимание? Потому что на этом базируется наше контрдействие», – отметил он.
«Нужно преимущество в воздухе»
Деоккупация левобережной Херсонщины и территорий Запорожской области – это чрезвычайно сложная военная операция, говорит эксперт. Для ее реализации Силам обороны Украины нужно преимущество в воздухе.
Авиация позволяет нам увеличить темпы наступления до десяти-тридцати километров в суткиСергей Грабский
«Я специально проводил исследование по вопросу, можем ли мы проводить наступления, используя исключительно наземные силы и средства при ограниченной поддержке авиации? Ответ: если нам не жалко своих людей, то да. Но чтобы вы понимали, темпы наступления в идеальной ситуации, при всех суперусловиях, будут составлять от 5 до 10 километров в сутки, что критически мало. Авиация позволяет нам увеличить темпы наступления до десяти-тридцати километров в сутки, что соответствует, скажем так, стандартным представлениям о проведении наступательных операций. То есть я бы сказал так, прорубаем коридор, уничтожаем логистику на этом коридоре и атакуем», – пояснил эксперт.
По его словам, чтобы «пробить сухопутный коридор» так, чтобы оккупационные силы не могли быстро восстанавливаться и перебрасывать дополнительные силы на эти направления, нужны скоростные силы и средства снабжения.
«В этом случае мы говорим, в первую очередь, о военно-транспортной авиации, как одной из составляющих успеха. И достаточное количество ударных наземных средств – пилотируемые боевые системы, которые позволят нам проводить такие маневренные действия», – отметил он.
Токмак – Мелитополь – Геническ – Крым
Освобождение оккупированных территорий Херсонской и Запорожской областей – это промежуточный этап деоккупации юга, отметил Грабский. Военная операция, по его мнению, должна закончиться освобождением Крыма.
«Я бы сказал, что наша первоначальная цель – это Токмак, следующая – Мелитополь, после этого – Геническ. То есть, когда мы пробиваем условно этот коридор, Крым остается нашей главной целью. Освобождение северной Таврии является промежуточным этапом. И без этого промежуточного этапа и окончания операции в Крыму мы не можем говорить о наших дальнейших стратегических перспективах», – говорит Грабский.
Наращивание нашего боевого потенциала – это сверхзадачаСергей Грабский
Впрочем, он отметил, что при самых идеальных условиях в течение следующего года Украина не сможет осуществить такую операцию.
«Это должно быть абсолютно понятно. В течение этого года все наши усилия должны быть посвящены выполнению двух задач. Первая – уничтожение боевого потенциала противника с минимальными для нас потерями. И вторая – наращивание нашего боевого потенциала – это сверхзадача. Она чрезвычайно сложна, но другого выбора у нас нет», – подчеркнул эксперт.
«Без преимуществ на поле боя деоккупации не будет»
Российский оппозиционный политик Геннадий Гудков рассказал «Новостям Приазовья», что Россия будет держать под контролем оккупированные территории полдня, пока Украина не получит преимущество на поле боя.
«Пока Украина не получит достаточно наступательного вооружения и не обеспечит преимущества своих сил на поле боя в ключевых видах вооружения, Россия будет удерживать захваченные территории. Никаких временных ограничений здесь нет: пока Украина не сможет отвоевать их военным путем, при режиме Путина они будут оставаться под контролем его оккупационных войск. Сейчас Украина получает оружие, необходимое для обороны и сдерживания оккупантов, а не для освобождения территорий, отметил политик. Зато Россия тратит на войну огромные ресурсы», – говорит Геннадий Гудков.
Экономика Кремля еще держится, поэтому нужно смотреть на ситуацию реалистичноГеннадий Гудков
«Россия тратит огромные деньги на войну и может позволить себе делать это еще несколько лет. Запасов хватает, нефть и газ продолжают продаваться, несмотря на обещания Дональда Трампа перекрыть эти потоки. В общем, экономика Кремля еще держится, поэтому нужно смотреть на ситуацию реалистично: для победы Украине придется удвоить или даже утроить объемы международной помощи. Политика санкций не смогла остановить войну. Она в определенной степени осложнила ситуацию, создала атмосферу нервозности и заставила Владимира Путина искать обходные пути – и он их нашел. Чем закончится война – скорее всего замораживанием конфликта. Какими именно будут границы после этого, сказать сложно. Скорее всего, Путин не пойдет на компромиссы», – убежден он.
«Нужно ослаблять режим Путина»
Европе следовало бы разработать стратегию в отношении России, которая привела бы к смене власти в этой стране, добавил Гудков.
«Режим нужно ослаблять изнутри. Для этого необходимо разработать стратегию сдерживания. Тогда вопрос деоккупации украинских территорий, возвращения Крыма и т. д. будет решаться уже путем дипломатических переговоров с новой властью. Пока в России не произойдет смена власти, не будет ни стабильного мира, ни безопасной ситуации ни для Украины, ни для Европы. Какими бы «железобетонными» формулировками ни сопровождался мирный договор, что бы там ни было написано – это не будет иметь никакого веса», – уверен политик.
Оккупированные территории являются одной из ключевых тем в процессе переговоров, который активизировался при президентстве Дональда Трампа. После встречи 18 августа с президентом Украины Зеленским и лидерами стран Европы Трамп заявил, что Украина «получит много земли» в результате завершения войны.
«Готовиться отбирать свое силой»
Украинская власть неоднократно официально заявляла, что не признает оккупированные территории российскими. Россия же требует признания аннексии Херсонской, Запорожской, Донецкой, Луганской областей в пределах их административных границ, а также Крыма.
Могут ли оккупированные территории юга вернуться под контроль Украины дипломатическим путем?
Бывший министр иностранных дел Украины, руководитель Центра исследований России Владимир Огрызко в комментарии «Новостям Приазовья» сказал, что действительно вероятным вариантом возвращения захваченных регионов является политико-дипломатический путь. Но для этого нужны изменения внутри России.
У нас может появиться действительно политико-дипломатический путьВладимир Огризко
«В какой-то момент для окружения Путина встанет вопрос, погибнуть ли вместе с ним или все-таки подумать о какой-то альтернативе. Мне почему-то кажется, что второй вариант будет иметь место. Потому что это просто соответствует элементарному здравому смыслу. Это вариант, когда может произойти так называемый дворцовый переворот, который сменит как минимум руководителя этого режима. Изменится ли от этого сам режим, вопрос открытый. Но, знаете, когда, особенно в тоталитарных системах, происходит смена руководителя, смена диктатора, царя, императора и так далее – возникает такая себе возможность либо определенных, либо коренных изменений. Если меняется режим, соответственно, меняются и подходы к тому, что было до этого. Поэтому у нас может появиться действительно политико-дипломатический путь», – считает дипломат.
Если таких изменений в российской власти не произойдет, то Украине нужно готовиться отбирать оккупированные территории военным путем, говорит дипломат, и в будущем осуществить такую операцию – когда бы это ни произошло.
«Как в случае с Азербайджаном, который ждал долго, но дождался своего часа и вернул оккупированные территории уже силой. Поэтому я не исключал бы ни один из этих вариантов, нужно просто быть к этому готовым, нужно иметь соответствующие ресурсы. А затем, в нужный день и время применить то, что на самом деле будет наиболее эффективным», – добавил Огрызко.
- 15 августа на Аляске состоялись переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа. Основной темой встречи было завершение войны России против Украины, однако по ее итогам о конкретных договоренностях не сообщили.
- На днях агентство Reuters со ссылкой на источники писало, что президент России Владимир Путин во время встречи с Трампом требовал признать суверенитет России над оккупированным Крымом в соглашении о прекращении войны в Украине. Также, согласно предложенному Путиным соглашению, Киев должен полностью вывести войска из Донецкой и Луганской областей в обмен на обещание России заморозить линию фронта в Херсонской и Запорожской областях.
- Утверждается, что Россия готова вернуть сравнительно небольшие участки оккупированных территорий на севере Сумской области и на северо-востоке Харьковской области.
- Украина заявляет, что не намерена выводить войска из контролируемых районов Донбасса.
(Текст к публикации подготовила Наталья Кошелева)