Доступность ссылки

Указ, которого никто не видел. Белорусским выпускникам стало сложнее учится за границей


Белорус, аттестат о среднем образовании, образование в Польше. Иллюстративный коллаж
Белорус, аттестат о среднем образовании, образование в Польше. Иллюстративный коллаж

В Беларуси ужесточают правила для выезда за границу. Радыё Свабода рассказывает о препятствиях, с которыми сталкиваются абитуриенты, желающие учиться за рубежом в этом году. Белорусская сторона не выдает им необходимые документы.

Разрешение на получение высшего образования

Беларуска Надежда (имя изменено для безопасности собеседника – ред.) планирует поступить в ВУЗ в Польше в этом году. У нее, как и у многих абитуриентов, были проблемы с документами, которые требовала польская сторона и которые белорусские власти перестали выдавать.

Одним из них является справка о том, что школа, которую окончил выпускник, имеет право выдавать государственные документы. Этот сертификат должен быть выдан Министерством образования Республики Беларусь, а именно департаментом контроля качества образования.

"Это разрешение на получение высшего образования. Если вы остаетесь в Беларуси, этот сертификат вам не нужен. Если вы поедете за границу, вам это понадобится. Многие оказались в сложной ситуации, потому что не знали, что им нужно получить справку с кафедры", – объясняет Надежда.

Последний звоно в школе. Беларусь, 2019 год
Последний звоно в школе. Беларусь, 2019 год

Еще несколько собеседников Радыё Свабода, говорящие о поступлении белорусов в польские ВУЗы, рассказали, что об этом документе они услышали впервые в этом году.

Проблема возникает из-за того, что Минобразования РБ отказывается выдавать такой сертификат. Об этом стало известно в начале мая. Об этом Надежда знает от родителей других абитуриентов, которым уже не удалось получить такую бумагу. Его по-прежнему выдавали некоторым заявителям, подавшим заявку на получение сертификата ранее.

"Те, кто звонил в ведомство, сказали, что эти справки больше не выдают, потому что ждут нового постановления, которое еще не вступило в силу", – говорит Надежда.

Девушка добавляет, что министерство ссылается не только на указ, который никто не видел, но и на указ Александра Лукашенко №200 от 2010 года. Там перечислен ряд документов, которые могут быть выданы государственными органами на основании заявлений граждан в сфере образования. Такого сертификата, который требуется в польских школах, в списке нет.

Надежда убеждена, что этот сертификат польская сторона начала требовать недавно. По ее мнению, это была реакция Польши на разрыв соглашения о совместном образовании с Беларусью. Белорусская сторона 25 октября 2022 года расторгла соглашение с Польшей о взаимном признании документов о высшем образовании.

Олесь Лапко
Олесь Лапко

Руководитель Белорусского молодежного хаба Олесь Лапко утверждает, что эта справка Минобразования РБ раньше была нужна в польских школах. Однако не все этого требовали, ведь каждый ВУЗ вправе определять свои правила. Собеседник говорит, что раньше она выдавалось министерством автоматически вместе с апостилем аттестата.

"Также в той же справке сразу было написано, что "9", "10" означает "отлично", "7" и "8" означает "хорошо" и так далее. Такая расшифровка. Из года в год претенденты привозили одни и те же справки, и поляки умеют их расшифровывать. Но у них нет такой процедуры и нет такой ответственности, чтобы самим это сделать и оценить, подходит ли этот документ", – говорит Олесь Лапко.

По его мнению, белорусские госструктуры намеренно создают препятствия абитуриентам, чтобы они не уезжали из Беларуси на обучение за границу. Лапко говорит, что более 100 дел белорусских выпускников находятся в подвешенном состоянии только в Варшавском попечительском совете (аналог белорусского райотдела образования – ред.).

Школы также отказываются выдавать документы

Вторая проблема, с которой сталкиваются желающие учиться за границей, – это справки о программе, темах и предметах, которые дети изучали в средней школе. Документы должна выдать школа, которую окончил выпускник. Однако там также отказываются выдавать эти бумаги. Без них могут возникнуть проблемы с поступлением не только в Польше, но и в других странах. Когда власти отказываются, они снова ссылаются на какой-то новый указ, который якобы скоро будет опубликован, продолжает Надежда.

"Во многих школах говорят, что впервые слышат об этом документе, хотя дети спрашивали об этом еще год назад, еще до окончания договоров", – добавляет абитуриент.

Насколько известно девушке, не во всех польских школах среди документов требуются такие справки.

"Раньше нам требовалась аттестат, апостиль аттестата, иногда просили результаты централизованного тестирования и нотариально заверенный перевод документов. Апостили по-прежнему проставляются без проблем (в том же департаменте Минобразования – ред.). Аттестаты также выдаются без проблем", – поясняет собеседник.

Олесь Лапко говорит, что этот сертификат был нужен и раньше. Хотя, опять же, не все польские школы выполнили требования.

"Была форма, которую заявитель заполнил сам. Он пришел в свою школу, и директор или его заместитель расписались и поставили печать. Этого было достаточно. Сейчас с опаской относятся к документам, подписываемым администрациями учебных заведений, особенно на иностранном языке и для иностранных структур. Тут вопрос в том, исходило ли оно из райотдела образования, или сами директора перестраховываются", – думает собеседник.

В прошлом учебном году в Гродно уволили двух директоров школ, выпускникам которых выдали множество апостилей и те уехали за границу.

У Надежды есть знакомый, который заканчивает 11 класс и не знает, что делать дальше из-за проблем со справками. Еще она знает девушку, которая, наоборот, полна решимости поехать в Польшу, несмотря на "нынешнее давление в школах".

"Сказать, что вы собираетесь поступать в Польшу, буквально невозможно, потому что грозят не поставить оценки, не выдать аттестат. Она просто пока держит это в секрете. Все думают, что она остается в Беларуси", – говорит Надежда.

Проблемы начались в 2020 году

Политолог Роза Турарбекова рассказала, что проблемы с документами у абитуриентов за рубежом начались не в этом году, а с 2020 года, когда люди срочно покинули Беларусь из-за политических преследований. Некоторые не успели забрать школьный аттестат и другие документы, необходимые для поступления.

Роза Турарбекова
Роза Турарбекова

Также были сложности с апостилем аттестата. Поначалу его выпускали по запросу любых людей. Потом стали требовать генеральную доверенность. Однако, когда вышел "паспортный указ", разрешающий осуществлять деятельность в Беларуси только по генеральной доверенности, выданной в Беларуси, эта возможность для политэмигрантов исчезла.

В такой ситуации оказался и сын Розы Турарбековой.

"Он убежал, документов на руках у него не было. Их пришлось собирать дополнительно", – говорит мать.

Через польскую онлайн-систему можно было увидеть, какие школы согласятся на ограниченный набор документов. Например, Гданьский университет отказался.

"Они написали обращение к руководству учреждения с просьбой разобраться в ситуации. Однако они не согласились", – вспоминает Роза Турарбекова.

В конце концов сын поступил в другой ВУЗ.

"Они согласились на копии документов при условии, что в течение нескольких месяцев студент предоставит оригиналы документов и апостиль аттестата", – добавляет собеседник.

Олесь Лапко добавил, что результаты централизованного тестирования действительны в течение двух лет. Для тех, кто не успел подать заявку сразу, это тоже становится препятствием.

"Бывший выпускник не всегда может поехать в Беларусь и пересдать ЦТ из-за возможности преследования. При этом всегда признаются результаты выпускного экзамена по польскому языку", – отмечает Лапко.

Еще одной проблемой для абитуриентов стал "скандал со студенческой визой". В сентябре прошлого года выяснилось, что многие иностранные студенты фактически не учатся в польских ВУЗах. Это касалось в первую очередь мигрантов из Африки и Азии. Им нужна была студенческая виза для легализации в стране. ВУЗам было это выгодно, потому что они получали оплату за образование.

Белорусы не были главными действующими лицами визового скандала, но ситуация коснулась и их. После этого ряду белорусских абитуриентов и студентов визы не были выданы. Однако Олесь Лапко говорит, что это не массовая проблема, она затронула отдельных молодых белорусов. На несколько тысяч полученных виз приходится десятки отказов.

Варшава. Польща, иллюстративное фото
Варшава. Польща, иллюстративное фото

Каждый университет имеет собственные правила

Олесь Лапко рассказал, что о проблемах со справками Минобразования они знали еще в ноябре 2023 года. И с этого времени велись переговоры с польскими учреждениями для их решения. Сам он действовал в рамках нескольких инициатив, представленных: "Белорусский молодежный хаб", политической группой "Молодежная атака", "Народным посольством" Беларуси в Польше. Он знает, что такие переговоры вели и другие демократические силы Беларуси.

"Мы обратились в Ассоциацию польских университетов. В какой-то степени они положительно восприняли документы белорусов. Но больше вопросов в школах, куда поступает мало белорусских выпускников. Я хотел бы создать прецедент", – говорит Лапко.

Срок подачи документов по программе Калиновского уже истек.

"Сейчас очень много молодых людей попали в ловушку, потому что у них не было необходимых документов", – отмечает собеседник.

Скоро начнется общая приемная кампания в польские ВУЗы, которая продлится несколько месяцев. Есть надежда, что до ее завершения вопрос будет решен в Польше на законодательном уровне.

"В мазовецком попечительском совете очень лояльно относятся. Запись на подачу документов на настрификацию ведется за два месяца. Они записали наших клиентов на июль с расчетом, что к тому времени вопрос будет решен", – говорит руководитель Белорусского молодежного хаба.

Польские университеты обладают автономией и могут самостоятельно решать многие вопросы. Кому-то нужен минимальный набор документов, другим – расширенный список. Если у заявителя нет какого-либо документа, школа может довольствоваться письменным ответом белорусского учреждения о том, что они не могут выдать такой сертификат, поясняет Лапко.

"Польские школы привыкли к определенной стопке документов, поэтому не очень гибко реагируют на изменения. Им нужно общее решение министерства, чтобы они сами не попали в неприятную ситуацию", – говорит он.

Родителям абитуриентов имеет смысл лично договориться с белорусской стороной, настоять на оформлении необходимых документов, предполагает Лапко.

Заявительница Надежда говорит, что они ждут решения ситуации скорее от польской стороны, которая может пойти им навстречу.

"Я позвонила в попечительский совет города, в котором хочу учиться. Мне сказали, что в Министерстве образования Варшавы знают о ситуации и надо дождаться новых дополнений в законе, потому что они пока ничего не могут сделать. Они все понимают, но просто бессильны в этой ситуации", – объясняет Надежда.

Она убеждена, что никаких изменений в выдаче документов с белорусской стороны не произойдет.

Министр образования Беларуси Андрей Иванец. Беларусь, 2022 год
Министр образования Беларуси Андрей Иванец. Беларусь, 2022 год

"На это никак нельзя повлиять. Скорее всего, польская сторона снова что-то поменяет, как это было с паспортами, когда их нельзя было поменять за пределами Беларуси и разрешили заменить проездными документами", – напоминает собеседник.

Сама Надежда уже находится в Польше и пока не может поехать в Беларусь для получения необходимых документов. Она больше не планирует писать в белорусские учреждения и ведомства, поскольку писала туда раньше по другой причине и утверждает, что ей просто не ответили.

Решение могут принять 24 мая

16 мая польские и белорусские СМИ сообщили, что польский Сейм принял поправки, которые облегчат поступление белорусских абитуриентов в польские школы. По словам заместителя министра образования Польши Иоанны Мухи, это касается пяти тысяч белорусских абитуриентов.

"Там не совсем так написано. Главное здесь - интерпретация, как это будет воспринято по документам белорусом. Но это хороший шаг для министерства, для попечительского совета, что создана правовая база", – говорит Олесь Лапко.

Министерство образования Польши должно принять окончательное решение о проверке подлинности документов для абитуриентов из Беларуси 24 мая этого года. Затем соберутся представители попечительского совета всех польских воеводств, которые рассмотрят различные вопросы вступительной кампании, в том числе и белорусские, рассказал Олесь Лапко.

Ожидается, что тогда Министерство образования Польши издаст инструкцию, согласно которой смогут действовать белорусские абитуриенты.

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d18x316j6wxdr4.cloudfront.net/следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG