Кадыров подвел итоги работы МВД по Чечне с января по сентябрь 2018 года. Согласно его выступлению на заседании коллегии ведомства, за отчетный период было убито 18 человек, якобы причастных к "боевикам". Глава республики определил для полиции главную задачу - продолжать в том же духе, а именно "пресекать любые проявления терроризма и экстремизма".
Озвучиваемые Кадыровым цифры вызывают сомнения, ведь далеко не все убитые и задержанные учитываются в такого рода выступлениях главы республики или министра внутренних дел Руслана Алханова. При этом "боевики" в их заявлениях - скорее, расплывчатый термин: этим словом могут назвать любого, кто встал на пути у силовиков. Так или иначе, сам факт принятия существования "боевиков" в республике означает признание властями слабости усилий, которые они предпринимают в этой области на протяжении многих лет.
К примеру, статистика вряд ли укажет лиц, незаконно удерживаемых в отделах полиции по всей республике. К ним относятся Абдул-Малик Сулейманов, Мухаммад Эльбиев, Арби Ичаев и Шамиль Орцуев. Согласно информации независимых источников, 5 октября 2018 года они были похищены СОБРом "Терек", которым командует Абузайд Висмурадов (больше известный по кличке "Патриот"). Задержание происходило в районе трех часов утра по месту жительства в Октябрьском районе Грозного.
При такого рода задержаниях родным сложно поддерживать связь с подозреваемыми. Силовики создают такие условия, что некоторые под пытками вынуждены давать заведомо ложные признания. В свою очередь родственники, запуганные властями, вообще отказываются делиться какой-либо информацией: боятся, что задержанному от этого сделают хуже.
Согласно нашим источникам, все четверо содержатся в Октябрьском отделе полиции Грозного. Однако в ответ на запрос "Кавказ.Реалии" правоохранители отказались подтвердить или опровергнуть эти сведения.
Между тем эти задержания могли проходить в свете недавних нападений на правоохранителей, которые были совершены в Чечне утром 20 августа. Согласно официальной версии, нападавших было пятеро, самому старшему - 18 лет, младшему – 11. Все они погибли от полученных ранений. По нашим источникам, семья убитых Мусаевых вынуждена была покинуть территорию Чечни; отец второго убитого - Ахматова - содержался в здании РОВД Шалинского района в течение нескольких недель, однако и его семью призвали покинуть собственный дом в Шали.
Случаи Сулейманова, Эльбиева, Ичаева и Орцуева могут быть связаны и с более ранними массовыми задержаниями подростков. Сообщалось, что только за период с 23 по 25 августа 2018 года от 150 до 200 человек в Шалинском районе Чечни были задержаны на улицах и увезены на многочасовые допросы. Подобные события коснулись также жителей Курчалоевского района и города Аргун. В большинстве случаев это закончилось освобождением молодых людей после "воспитательных работ" со стороны силовиков и муфтията.
Как рассказала нам Хеда Саратова, никого из четверых нет в полиции Октябрьского района Грозного, где происходило задержание.
Это настораживает: ведь тот факт, что место содержания не раскрывается, делает ситуацию сложной и опасной для задержанных. Практика чеченских правоохранителей показывает, что в этот период "таинственности" они пытаются заставить задержанных взять на себя обвинения - до того, как им позволят встретиться с адвокатом и родными.